В Правительстве РФ обсуждают новый способ оплаты за ТКО

Случаи и порядок перерасчета платы за обращение с ТКО

Кроме льгот, предусмотрен ряд других случаев, при которых производится перерасчет суммы платежа за обращение с ТКО. При возникновении ситуаций, требующих перерасчета, жильцы должны продолжить платежи по квитанциям до урегулирования претензий. В случае положительного решения переплаченная сумма будет вычтена из последующих платежей.

Ситуации, при которых подается заявление на перерасчет:

  • временное отсутствие проживающего;
  • невыполнение услуги региональным оператором в полном объеме;
  • ошибки в квитанции.

Порядок оформления перерасчета определяется региональным оператором, другое контактное лицо для решения ситуации – Росприроднадзор.

Временное отсутствие проживающего

При формировании суммы платежа по числу проживающих ее возможно уменьшить на период временного отсутствия жильцов. Таким период считается проживание по месту учебы, поездка в отпуск, командировка.

Продолжительность отсутствия по месту постоянного проживания должна превышать 5 суток.

  • счета за услуги, подтверждающие отсутствие жильца (нулевые значения за электричество, воду);
  • выписки из отелей, баз отдыха;
  • билеты;
  • оплаченные счета по другому адресу.

Другие ситуации временным отсутствием не считаются, поэтому перерасчет по ним не производится. При оплате услуги обращения с ТКО по площади помещения такой способ сокращения платежа не применим.

Некачественное оказание услуг региональным оператором

Региональные операторы – ответственные организации за своевременное и полное обращение с мусором, даже если работы выполняются подрядчиками. Жильцы могут подать заявление на сокращение суммы платежа, эквивалентной числу дней неисполнения региональным оператором обязательств.

Для доказательства понадобятся фотографии, подтверждающие неисполнение обязательств: переполненные баки, мусор, не вывозимый дольше максимального срока (1 день – летом, 3 дня – зимой), не установленные контейнеры для раздельного сбора. Полный список необходимых доказательств необходимо узнать у регионального оператора или в местном отделении Росприроднадзора.

Ошибки в квитанции

При внесении информации о жилом объекте или числе проживающих могут совершаться ошибки, которые приведут к неправильной сумме за оказанные услуги. Ошибки в квитанциях связаны со следующими сведениями: площадь помещения, число проживающих за указанный период, учет льгот проживающих. При обнаружении ошибки необходимо написать заявление региональному оператору для перерасчета.

В чем суть нововведений

Изменения в оплате услуг за сбор и вывоз ТКО коснутся только жителей квартирных домов. Теперь расчет ежемесячной суммы будет проводиться совершенно по-другому. Рассмотрим, как начисления производили раньше, и как это будет теперь.

Как было

До введения изменений жители многоквартирных домов платили определенную сумму за сбор ТКО, исходя из метража занимаемых ими квартир. При этом норматив накопления отходов на один квадратный метр зависел от ряда факторов, среди них:

  • благоустроенность жилья;
  • возможность сортировки отходов;
  • наличие зеленых насаждений;
  • климатические условия.

Введение налога по площади объяснялось отсутствием возможности отслеживания реального количества человек, проживающих в одной квартире. Ведь сплошь и рядом бывает такое, что прописан только один человек, а живет два или три. Размеры квартиры же скрыть нельзя.

Однако такое нововведение вызвало возмущение у людей. Ведь одинокие люди, живущие в больших квартирах, не накапливают так много мусора, чтобы платить за него огромные суммы.

Как будет

В этом году власти решили пересмотреть свое отношение к начислению налога на мусор. Теперь жильцы многоквартирных домов будут платить не за квадратные метры, а за каждого проживающего в квартире. Таким образом, оплата будет более справедливой, ведь мусор производят не квадратные метры, а жильцы.

Поменялся и норматив накопления мусора. Теперь он составляет 165 кг на одного человека в год. А сумма оплаты вывоза тонны мусора равна 5299,25 рублей.

Соответственно, изменится внешний вид квитанции на оплату налога. В месте, где содержатся данные об объекте и собственности появится строка о количестве проживающих

Важно указать в этой графе правильные данные, так как это повлияет на размер начисления. Если в квартире никто не зарегистрирован, за мусор будет платить ее владелец, как за одного проживающего

В 2020 году были внесены очередные изменения в систему оплату услуг по сбору и вывозу мусора. Теперь жители многоквартирных домов будут платить не за квадратные метры, а за количество проживающих в квартире человек. Это позволяет сделать процесс начисления налога более справедливым.

Право на перерасчёт платы за обращение с ТКО не зависит от места регистрации собственника

Конституционный Суд РФ в постановлении от 02.12.2022 № 52-П указал, что факт регистрации по месту жительства, равно как и её отсутствие, не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. В том числе регистрация не учитывается при решении вопроса о перерасчёте платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Суд сделал вывод, что нельзя дифференцировать собственников по праву на получение перерасчёта из-за временного отсутствия в зависимости от того, зарегистрирован ли он в помещении или нет. Исполнитель коммунальной услуги не вправе отказать в перерасчёте по факту отсутствия регистрации.

Порядок оплаты услуги «Обращение с ТКО»

Платежи по коммунальным услугам принимаются двумя способами: онлайн и очным. Платежи принимаются банками, порталом «Госуслуги», системой «Город», в личных кабинетах поставщиков услуг. В государственных системах («Госуслуги», «Город») комиссия не берется самими сервисами, но может браться банками, проводящими операцию. Некоторые банки заключают соглашения с обслуживающими организациями о полном обслуживании без комиссии – при оплате онлайн эта информация обычно отображается.

При очном посещении организаций для оплаты коммунальных услуг комиссию не берут только две из них: поставщик (если принимает оплату в офисе) и Единый информационно-расчетный центр (при оплате наличными).

Деятельность региональных операторов

Согласно положениям ФЗ № 493, региональные операторы будут выбираться согласно конкурсу, который обязаны проводить региональные власти. Конкурс будет проводиться на основании локального акта о его открытии. Решение должно приниматься специально созданной административной комиссией.

В функции регионального оператора будет включаться вся деятельность по вывозу бытового мусора с территории населённых пунктов по всему региону. А также — его последующая переработка, утилизация и захоронение.

В том случае, если проведение конкурса окажется невозможным, муниципалитет вправе пользоваться услугами определённого оператора без проведения конкурса. Но период его деятельности не должен превышать один календарный год. При возникновении вопросов, выходящих за рамки установленных Правил, муниципалитеты буду обязаны согласовывать все действия с Федеральными властями.

Мусорная реформа и новые тарифы

Так называемая «мусорная реформа» основана на внесении изменений в статью 29 Закона № 89-ФЗ, на основании Федерального Закона от 25.12.2018 г. под № 483-ФЗ. Он вступил в силу с 1.01.19 года. Регионы и города Федерального значения переходят на новые условия постепенно, согласно условиям, указанным в документе.

Мнение эксперта ВалерияЮрист и эксперт сайта мусорная-реформа.рф

Для городов Федерального значения предусмотрена отсрочка от перехода на новые условия организации работы с ТКО, до 1 января 2022 года.

Основные изменения затронули следующие сферы:

  1. Вывоз мусора будет осуществляться региональными операторами – представителями крупных поставщиков услуг.
  2. Изменятся тарифы на вывоз мусора.

Существенное изменение коснулось сферы регулирования процедуры по организации работы с ТКО. Теперь ответственность за все действия в данной сфере будут переданы муниципальным образованиям. То есть, ими будет заниматься исполком населённого пункта. Соответственно, это потребует расширения его полномочий, приёма и подготовки сотрудников, которые будут заниматься данным вопросом.

Тарифы на услуги теперь будут зависеть от местной администрации, которая будет принимать решение об услугах той или иной компании и рассматривать предлагаемые ею ценовые варианты. В то же время поставщик услуг будет назначать их в зависимости от возможностей региона на утилизацию мусора. Расчёт оплаты за услуги будет производиться исключительно в соответствии с определёнными методиками и правилами. Оплата будет взиматься в рамках платы за коммунальные услуги, как обычно.

Какие регионы участвуют, какие получили отсрочки

На начало 2021 года в «мусорную реформу» вошли 70 из 85 субъектов Российской Федерации. Еще шесть регионов сообщили, что все необходимые процедуры выполнят в течение первого квартала. А девять субъектов – взяли отсрочку до 2021 и 2022 годов.

Это:

  1. Владимирская область
  2. Еврейская автономная область
  3. Забайкальский край
  4. Курганская область
  5. Ненецкий автономный округ
  6. Омская область
  7. Приморский край
  8. Республика Марий Эл
  9. Хабаровский край

В регионах свою неготовность объяснили тем, что на их территории нет необходимой инфраструктуры и прежде всего полигонов. Например, в Приморье на момент вступления в силу поправок «мусорной» реформы ближайшие точки для вывоза отходов находятся в 300-400 километрах от административных центров. Во Владимирской области власти не смогли определиться с региональным оператором, антимонопольная служба трижды вмешивалась и отменяла результаты конкурса.

Кроме того, в некоторых проблемных регионах оказалась не подготовлена документационная база, а также не начаты процедуры строительство сортировочных и перерабатывающих объектов.

Незадолго до начала 2021 года процесс адаптации к «мусорной реформе» ускорила Генеральная прокуратура, инициировавшая проверки из-за информации о срывах в субъектах в части утверждения территориальных схем.

В итоге в новый год большинство регионов вошли и с утвержденными схемами, и с выбранными региональными операторами. Однако в большинстве регионов первые месяцы сопровождались вспышками активности населения и неприятием реформы. Большая часть недовольства пришлась на утвержденные регионами тарифы, которые значительно отличались от прежней платы за вывоз мусора. Местные региональные парламенты начали готовить обращения в Госдуму и правительство РФ с просьбой выступить в качестве регулятора ситуации.

В апреле 2021 года президент РФ Владимир Путин обратил внимание федерального правительства на то, что тарифы на вывоз мусора должны находиться на контроле и не должны расти

Вопрос-ответ

Мы стали больше или меньше платить за мусор

Раньше жители квартир платили за услугу вывоза отходов до 80 руб. ежемесячно. По подсчётам экспертов стоимость вывоза мусора в 2019 году выросла от 12% до 15%. Теперь в среднем приходится до 180 руб. на каждого живущего в квартире.

Есть ли льготы

Граждане, у которых есть льготы на оплату коммунальных услуг, автоматически получают льготы и по мусорному тарифу.

Обращение с ТКО — коммунальная услуга. На нее, как и на прочие коммунальные услуги, распространяются правила начисления льгот и выплат компенсаций. Чтобы узнать какие льготы есть в вашем регионе, нужно обратиться в местное отделение соцзащиты населения.

Если договор уже заключен

Что делать, если договор на вывоз мусора уже заключён и он действует? Нужно ли заключать новый договор с новым региональным оператором?

Нужно, поскольку в п. 6. ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ сказано, что ранее заключенные договоры на сбор и вывоз ТКО действительны до момента начала работы регионального оператора.

Как на счет садоводческих кооперативов

Мы состоим в садоводческом кооперативе, дети — члены гаражного кооператива? Нам нужно заключать договоры на вывоз мусора?

Нужно заключать. Обязанность соглашения на вывоз отходов распространяется на все товарищества —огороднические, садоводческие и все кооперативы — гаражные, лодочные у которых образуются ТКО.

Поскольку отходы есть не только в местах постоянного проживания, но и там, где люди появляются периодически или в определенное время года.

Кому принадлежит контейнерная площадка и кто отвечает за её содержание?

Собственниками площадок с контейнерами могут быть управляющие компании многоквартирных домов, ТСЖ или муниципальные власти.

Если площадка входит в общедомовое имущество и расположена на придомовой территории, за неё отвечает управляющая компания или ТСЖ.

Если контейнеры стоят на муниципальной земле — ответственны чиновники из администрации. Они должны её содержать и ремонтировать.

Это закреплено в п.13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

А если в посёлке нет контейнерной площадке, кто будет вывозить отходы?

Этим вопросом должна заниматься администрации посёлка и района. Они должны соблюдать «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и установить контейнеры для сбора отходов. Иначе это нарушение закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Что делать, если мне неправильно посчитали плату за ТКО в квитанции?

Сначала нужно обратиться с заявлением в компанию-оператора с просьбой сделать перерасчет стоимости. Пересчитать должны в течение 5 дней. Если этого не сделают, нужно писать жалобу на компанию-оператора в региональное ведомство по ценам и тарифам. В случае его игнорирования, обращаться в прокуратуру. Но, не забывайте, что вы не можете не платить за мусор — это обязательная графа для всех собственников квартир.

Реформа обращения с ТКО

Институт региональных операторов по вывозу мусора появился в России в рамках реформы мусорной отрасли. В ее ходе также была вынесена услуга по обращению с мусором отдельной строкой в платежной квитанции для жителей, чтобы сделать весь процесс прозрачным для людей.

Реформа отрасли стартовала в РФ с 1 января 2019 года, пока в нее не вошли 11 регионов по разным причинам. Она призвана сделать обращение с мусором более цивилизованным, решить проблему с несанкционированными свалками и значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов. Так, на переработку к 2024 году будет отправляться 36% мусора вместо 7% в 2019 году, согласно паспорту национального проекта “Экология”.

Рост площади свалок представляет серьезную проблему для России. Ежегодно в стране образуется порядка 70 млн т бытового мусора. Совокупно мусорные полигоны в РФ, по словам заместителя главы Генпрокуратуры РФ Александра Буксмана, заняли площадь в 4 млн га, что сравнимо с размерами Нидерландов или Швейцарии.

Что изменилось

Возможность перерасчета платы за мусор, если надо уехать на срок больше пяти дней, существовала и раньше. Но только в регионах, где ее берут по количеству жильцов.

Например, в Тюменской области для расчета платы берется именно количество жильцов, тариф — 165 Р в месяц с человека для многоквартирных домов и 141 Р — для частных.

Но во многих регионах считали не по людям, а по квадратным метрам. Так, в Москве вывоз мусора в 2023 году стоит 7,9 Р за 1 м² площади в месяц,  — 4,72 Р за 1 м².

Там, где за мусор платили по площадям, порядка перерасчета не было, и его не делали. Хотя в правилах предоставления коммунальных услуг и прописано, что потребитель вправе требовать перерасчет, при этом нет уточнения насчет людей и квадратных метров.

С 1 марта 2023 года всех жильцов уравняли в правах, и теперь они смогут получать перерасчет по единым правилам. Формула учитывает площадь жилья, количество жильцов, норматив накопления мусора и число временно отсутствующих жильцов.

Новый порядок не освобождает собственников, которые постоянно не живут в квартире, от платы за вывоз мусора

Для таких случаев не важно, как начисляется плата, по квадратным метрам или количеству людей, платить все равно придется

Можно ли не платить за вывоз мусора

Согласно жилищному законодательству, каждый гражданин обязан своевременно и в полном объёме оплачивать потребляемые коммунальные услуги, вне зависимости от наличия или отсутствия договора с поставщиком услуги. Поэтому избежать оплаты услуги вывоза мусора законным путём невозможно.

При неоплате, или несвоевременной оплате услуги, будет начисляться пеня. В случае, если такая мера воздействия на неплательщика не окажется эффективной, сумма задолженности будет взыскана с гражданина в судебном порядке, с привлечением службы судебных приставов-исполнителей.

Это важно знать: Образец заявления судебным приставам о принятии исполнительного листа

Кто предоставляет

Законодательно это закреплено за региональным оператором. Его обязанности закрепляются Федеральным законом, регулируются органами надзора региональной власти.

Обязанности регионального оператора

Обязанности регионального оператора закреплены законодательными и нормативно-правовыми документами. К ним относят:

  • Заключение соглашения на оказание услуг с жильцами домов. Региональный оператор обязуется это сделать в течение месяца после вступления приказа о назначении на должность.
  • Оповестить жителей о необходимости заключения договора, разослать типовые договора по адресам.
  • Производить сбор твердых коммунальных отходов. С 2021 года действуют территориальные схемы размещения, где закреплены все площадки для хранения, захоронения, утилизации. Все действия регионального оператора осуществляются согласно им.
  • Осуществлять транспортировку. Оператор обязуется закупить качественную технику. Требования к ней описаны в нормативной документации. Она должна быть оснащена системой спутниковой навигации.
  • Своевременно обрабатывать, утилизировать, обеззараживать мусор. На каждом этапе обращения оператор несет ответственность, обязуется соблюдать установленные нормы, правила. Способы переработки закреплены Постановлением Правительства №1156 от 12 ноября 2016 года.
  • Соблюдать установленные нормы, правила при работе с опасными видами отходов.
  • Осуществлять внедрение современных мусоросортировочных комплексов на придомовых технических площадках.
  • Применение новых технологий ликвидации несанкционированных мусорных свалок. Сейчас действует система штрафов для собственников земель, на которых они были обнаружены.

Операторы осуществляют деятельность в соответствии с региональными программами, утвержденными на законодательном уровне. Они создаются по требованиям Федерального закона, их содержание соответствует техническим, санитарно-гигиеническим и природоохранным нормам. При нарушении оператором установленных норм и правил, собственники вправе обратиться с заявлением о возвращении денег за последний период.

Остается вопрос – как подписать договор с оператором? Особенности заключения соглашения закреплены законодательно Постановлением Правительства №1156. В течение 30 дней с момента назначения регионального оператора на должность, он обязан разослать уведомления жильцам, которым потребуется подготовить пакет документов.

Он включает в себя:

  • свидетельство о регистрации собственности,
  • копию домовой книги с указанием числа прописанных граждан,
  • технический паспорт с отметкой об общей жилой площади.

Оператор должен проверить документы в течение 15 рабочих дней, подготовить соглашение.

Проблемы при реализации Мусорной реформы

Мнение эксперта

Куртов Михаил Сергеевич

Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Большинство регионов оказалось не готово к столь масштабным изменениям. Не везде была проведена соответствующая подготовительная работа в правовом и техническом аспектах, что в ряде городов привело к масштабным накоплениям мусора в первые месяцы 2021 года. Не везде своевременно были определены региональные операторы и утверждены тарифы на их услуги. Тем не менее позже ситуация стабилизировалась, однако до сих пор, в частности, не решён вопрос сортировки мусора, хотя раздельные контейнеры для различных его видов в ряде регионов внедрены.

При временном отсутствии граждан плата за ТКО не начисляется

Верховным судом рассматривалось дело по заявлению о признании недействующим пункта 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Заявитель ссылался на то, что оспариваемые положения не соответствуют части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 1, пункту 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статье 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 27, пункту 4 статьи 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и нарушают ее права на оплату тех услуг, которые были ей фактически оказаны.

Начисление платы за ЖКУ: по количеству проживающих или зарегистрированных?

Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги при наличии приборов учета и без них происходит по-разному. При отсутствии счетчиков плата за коммуналку осуществляется за число проживающих в квартире Подробнее В частности, истец указала, что в ее собственности находится квартира. На основании оспариваемой нормы ей начисляют оплату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая рассчитана с учетом количества собственников жилого помещения, то есть на одного человека. Региональному оператору по обращению с твердыми бытовыми отходами она представила документы об отсутствии проживающих в указанной квартире в течение всего календарного года, но ей было отказано в перерасчете платежей.

В удовлетворении иска заявителю было отказано, однако Верховный суд РФ в своем решении указал следующее.

  • пункт 148(36) Правил определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами;
  • твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления;
  • ч. 11 ст. 155 Жилищного кодексапредусматривает, что при временном отсутствии граждан в жилом помещении внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан. Порядок этого перерасчета утверждается Правительством РФ;
  • Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил;

Как в соответствии с законом устанавливается число фактически проживающих граждан

Подробнее Подводя итог рассмотрения дела, Верховный суд РФ указал, что доводы истца о том, что региональный оператор отказал в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно статье 3 ГК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Соответственно, если региональный оператор отказал в перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, то такому потребителю необходимо обратиться либо в суд с иском о защите нарушенных прав, либо с жалобой в орган государственного жилищного надзора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий