Правильное освещение гостиной и 5 способов заменить люстру

Основные правила

Прежде, чем приступать к монтажу светильников на натяжном потолке, важно тщательно продумать схему расположения ламп

Выбор места установки осветительных устройств на потолке индивидуален. Он зависит от площади и формы комнаты, ее предназначения, расположения мебели, наличия окон и других факторов. Есть ряд нюансов, которые нужно учитывать при составлении схемы расположения:

Светильник должен давать определенный уровень яркости в определенной части помещения. На кухне должна быть хорошо освещена рабочая зона, в месте отдыха свет рекомендуется делать приглушенным. Обязательно должно соблюдаться минимальное расстояние между источниками света. Если лампочки устанавливаются по периметру, дистанция должна быть не меньше 20 см. Между ближайшими приборами отступ должен составлять не менее 30 см. Эти нормы могут пересматриваться в большую сторону в зависимости от размеров устройства и материала натяжного потолка. Лампочки не должны нагреваться

Высокие температуры приводят к деформации потолка, поэтому важно соблюдать требования по ограничению мощности

Современные светильники

С некоторых пор профиль для светодиодной ленты стал важнейшим инструментом дизайнера. Поэтому на рынке существует огромное количество разнообразных профилей для светодиодной ленты, при помощи которых можно создавать интересные конструкции, линии, формы. Традиционно свет располагают под потолком, при этом светодиоды почти не скрадывают его высоту.

— Для того чтобы встроить весь свет и спрятать всю проводку, достаточно опустить потолок на 7 сантиметров. Проводка прячется за гипсокартоном либо натяжным потолком. Благодаря этому любую нехватку света можно дополнить аккуратными, не очень броскими встроенными потолочными светильниками либо закладными подсветками, когда источник света замаскирован, а свет рассеян.

Свет, льющийся из места примыкания стены к потолку, решает сразу несколько задач: с одной стороны, делает освещение мягким, а его источник — незаметным, а с другой — упрощает отделку места примыкания стены к потолку: идеально вывести этот угол способен далеко не каждый отделочник.

По мнению Дмитрия Воюнкова, лучше лишиться 7 сантиметров потолка, грамотно расставить свет и спрятать всю проводку, чем повесить люстру и визуально скрасть за счет этого потолок.

Но прелесть в том, что можно обойтись вообще без жертв. Для низких потолков в качестве основного света идеально подойдет мощный торшер. Только светить он должен не в стороны или вниз, как это часто бывает с классическими торшерами, а на потолок. Это визуально увеличит высоту помещения и наполнит комнату светом не хуже люстры.

Еще одна отличная новость: не все профили со светодиодной лентой обязательно зашивать в гипсокартон. На рынке светоприборов есть множество выступающих профилей, которые совершенно органично смотрятся на стенах. Их монтаж очень прост: вместо того чтобы сооружать гипсокартонные потолки, достаточно будет прикрепить его к стене при помощи шуруповерта.

Есть наборные профили, в рамках которых можно передвигать точки света, что поможет приспособить его под разные функции в интерьере. Они выглядят очень эффектно благодаря тому, что напоминают потолочные балки со светильниками.

Можно сделать своеобразную «люстру» из нескольких скрещенных профилей, подвешенных над визуальной осью интерьера, например между диваном и телевизором. Она не будет играть особой роли в освещении комнаты, но станет выразительным арт-объектом. В отличие от классических люстр, плоский потолочный светильник вполне уместен в помещении с низким потолком. При желании люстру можно собрать самостоятельно.

Выбор люстры под стиль интерьера

Когда вопрос подбора люстры конкретного размера решен, необходимо переходить к выбору ее стиля. Осветительный прибор должен сочетаться с мебелью и отделкой зала.

Сдержанно и элегантно выглядят лаконичные модели, подходящие для современных стилевых направлений

Современный стиль

Актуальны конструкции простой геометрии и орнамента, выполненные в нейтральной цветовой гамме. Люстры для зала в современном стиле, фото и описание которых можно увидеть на многих специализированных сайтах, отличаются минимализмом и практичностью.

Лампочки на цветных шнурах – одно из современных решений освещения комнаты

Классический

Отличительная черта – отсутствие острых углов. Люстра в классическом стиле подразумевает большое количество декора, многоярусную конструкцию, наличие мелких деталей из хрусталя, стекла и цветных металлов. Изделие выполняется в неярких, приглушенных тонах. Для классики свойственны универсальность и плавные линии.

Дорогие классические люстры делают вручную из тонкого стекла

Хай-тек

Источники света наделены определенной холодностью. В их дизайне преобладают строгие формы, четкие и графические линии, простые элементы. Наиболее популярные модели выполняются правильных геометрических форм. Современные люстры в стиле хай-тек – это глянцевый пластик, стекло и хромированный металл. Все поверхности имеют холодные тона и зеркальный блеск.

Потолочная люстра с хромированным покрытием – подходящее решение для зала в стиле хай-тек

Минимализм

Актуально использование точечного освещения. Подойдет одиночная люстра простой формы без дополнительных ярких элементов. Основной цвет – белый. Сложные цветовые сочетания не допускаются. Основу минималистских светильников составляет крупная геометрическая форма с четкими линиями и минимальным декором.

Типичное решение для минималистического интерьера – накладная люстра, дополненная встроенными светильниками точечного типа

Модерн

Основные концепции оформления люстры в данном стиле: необычные формы, отсутствие четких линий и углов. Конструкция с плавными изгибами смотрится симметрично. Актуально зонирование при помощи света. В некоторых моделях имеются выделенные плафоны, предназначенные для направления потока света в нужную сторону. Используется только качественный металл, настоящее стекло, натуральное дерево и ручная ковка.

Светильники в стиле модерн могут поразить своей оригинальностью

Лофт

Освещение в стиле лофт подразумевает наличие многочисленных точечных светильников, располагающихся над столом, картиной, над диваном или креслом. Это отличительная черта для такого интерьера. Приветствуются естественные цвета, оттенки белого, черного и бежевого. Подобрать модные варианты люстр для зала помогут фото, содержащие идеальное сочетание источника света и интерьера.

Лофт любит эксперименты, в том числе и в плане организации освещения

Прованс

Осветительный прибор должен быть изготовлен из натуральных материалов, иметь плавную и изящную форму, выполненную в белых или пастельных тонах. Люстрам в стиле прованс присуща цветочная и растительная тема. Допускается оформление абажура фотопечатью.

Зал в деревенском стиле гармонично дополнит люстра под старину с лампами в виде свечей

Арт-деко

Как правило, изделия выглядят объемно, изысканно и роскошно. Основополагающие принципы направления арт-деко в люстрах: соблюдение правильных и четких форм, многоярусность, хрустальные подвески, отсутствие искусственных материалов и ярких насыщенных оттенков.

Люстра с позолоченным корпусом и плафонами черного цвета в зале стиля арт-деко

Подсветка стен

Никогда не забывайте про подсветку вертикальных поверхностей. Порядка 80% нашего внимания в комнатах приковано именно к стенам.

Когда мы перемещаемся, общаемся друг с другом, просто сидим в кресле, наш взгляд всегда обращен на вертикальные поверхности, а не на потолок.

Потолочное пространство при этом занимает только 15% внимания, а полу достается всего лишь 5%.

Поэтому если хотите получить комфортную комнату, где будет приятно находиться, не забывайте про подсветку стен. В больших гостиных сосредоточение светильников по периметру, следует делать исходя именно из этого правила.

Как организовать освещение в квартире-студии — статья от пользователя ОБИ Клуба

Светильник должен давать определенный уровень яркости в определенной части помещения. На кухне должна быть хорошо освещена рабочая зона, в месте отдыха свет рекомендуется делать приглушенным.
Обязательно должно соблюдаться минимальное расстояние между источниками света. Если лампочки устанавливаются по периметру, дистанция должна быть не меньше 20 см. Между ближайшими приборами отступ должен составлять не менее 30 см. Эти нормы могут пересматриваться в большую сторону в зависимости от размеров устройства и материала натяжного потолка.
Лампочки не должны нагреваться

Высокие температуры приводят к деформации потолка, поэтому важно соблюдать требования по ограничению мощности.

Столовая и кухня

Подвесы над обеденным столом

Над обеденным столом правильно было бы разместить отдельный источник освещения. И его форма должна соответствовать форме стола.

Если стол круглый, подвес тоже может быть круглым, если же стол прямоуголный и длинный, люстра над ним, скорее всего, должна повторять эту форму, иначе вам просто не удастся равномерно осветить всю плоскость стола.

При желании вы можете использовать не один подвес, а несколько. Для этого перед выводов проводов определитесь с моделью, и, отталкиваясь от размеров абажура, размечайте места вывода.

Подсветка рабочей зоны на кухне

Для подсветки рабочей зоны, которая является функциональным элементом и очень облегчает процесс готовки, воспользуйтесь либо светодиодной лентой, либо точечными светильниками.

Располагать точечные источники света лучше по центру навесных шкафчиков. А светодиодную ленту можно выкладывать прямо у стены.

Вот так, на примере работ одного из лучших английских дизайнеров Келли Хоппен мы смогли расширить свой спектр используемых источников освещения. Если у вас возникли идеи относительно вашего дома, не бойтесь воплощать их в жизнь. Только прежде обязательно посоветуйтесь с профессионалами в этой области насчет технической стороны вопросы.

Второй свет в доме

Двухъярусное освещение чаще всего используют для устранение проблемы с излишне высокими потолками. Оно помогает добавить в комнату уют. Также с помощью второго света можно эффективно и естественно осветить лестницы в доме, мансарду, коридоры и зоны на первом и втором этаже.

При необходимости идея двухуровневого освещения может быть реализована и в одноэтажном доме. Однако для этого нужно будет опустить по возможности пол или убрать перекрытие с потолка, если оно присутствует. Некоторые архитекторы и дизайнеры могут взяться за “внедрение” второго освещения в помещение, но это будет дорогое удовольствие. Хотя эксклюзивная обстановка, светлое и красивое помещение обязательно порадует жильцов квартиры или дома.

При помощи такого приема можно создать интересную атмосферу в комнате, подчеркнуть другие элементы декора и добиться визуального расширения пространства.

Что нужно знать об освещении гостиной?

Естественно, и освещение здесь должно быть первоклассным, удобным и функциональным. Мы не касаемся в этой статье вопросов стиля. Но на всякий случай помните: смешение направлений при оформлении пространства — не всегда хорошо. Например, торшер в стиле хай-тек будет смотреться абсолютно чуждо в викторианской гостиной.

Осветительные приборы в гостиной можно разделить на три группы:

  • Для общего освещения;
  • Для дополнительного освещения;
  • Для декоративного освещения и подсветки.

Давайте посмотрим, как разместить светильники в гостиной, чтобы это было и красиво, и функционально.

Совет: прежде чем приступать к работам, продумайте и нарисуйте план размещения светильников. Возможно, нужно будет провести несколько дополнительных линий электропроводки или установить новые розетки.

Общее освещение

Классический вариант освещения гостиной — люстра. В центре комнаты вешается люстра на три или пять ламп, и, в зависимости от ситуации, включаются все лампы или только какая-то их часть. Таким нехитрым способом регулируется общий уровень света. Этот вариант вполне справляется с задачей освещения маленькой гостиной.

Совет: в маленькой гостиной с невысокими потолками не рекомендуется использовать свисающие люстры на длинных подвесах. Они сделают небольшую комнату визуально еще меньше. Такие светильники можно вешать, если высота потолка составляет не менее 3 метров. Кроме того, вспомните об эргономике: высокий человек будет постоянно задевать люстру головой.

Более сложный, но и интересный вариант, подходящий для больших помещений — несколько разных потолочных источников света, которые не только освещают гостиную, но и зонируют ее. Это может быть большая центральная люстра и группы точечных потолочных светильников, расположенных, например, по периметру потолка. Для такой схемы можно использовать выключатели с регулировкой интенсивности света.

Если ваша гостиная объединена со столовой, спроектируйте основную световую группу именно над этой зоной: над обеденным столом или барной стойкой. Вторую группу можно разместить над зоной релакса. Используйте для этого светильники с разным уровнем яркости: над обеденной зоной ярче, а над диваном или креслами — мягче.

Локальное освещение

В качестве дополнительных источников света в гостиной используются бра, торшеры или настольные лампы. Как правило, бра вешают на стену в зоне, предназначенной для чтения. Высокие торшеры ставятся по углам помещения.

Совет: габариты напольных и настенных светильников нужно выбирать исходя из размеров самой гостиной: большой торшер или массивные бра в маленькой комнате визуально будут слишком громоздкими.

В качестве дополнительных источников света могут использоваться и споты — небольшие лампы с узконаправленным лучом. Направляя лучи в нужную сторону, можно получить множество разных вариантов.

Настольные светильники тоже используются в качестве дополнительного источника света в гостиной. Если у вас здесь оборудован рабочий уголок — настольная лампа смотрится очень органично. Кроме того, светильник можно поставить на каминную полку, если в гостиной есть камин, или на тумбу.

Декоративное освещение

Декоративная подсветка не освещает пространство — оно используется как элемент дизайна

С его помощью акцентируется внимание на каких-то отдельных элементах оформления. Правильно выполненная подсветка визуально расширяет маленькое помещение

В качестве элементов декоративного освещения применяются точечные светильники-споты, отдельные светодиоды или светодиодные панели и ленты. Последние, кстати, потребляют совсем мало электрической энергии, но при этом дают очень яркий свет. Светодиодные ленты используют для подсветки плинтусов, потолков, стеновых ниш или ступеней лестниц.

Пять советов напоследок

Перед тем, как распланировать освещение гостиной, обязательно проконсультируйтесь с хорошим дизайнером. А пока — еще пять коротких советов от нас.

  • Используйте комбинированное освещение. Это позволит разделить гостиную на несколько зон, не прилагая особых усилий.
  • Подбирайте тип светильника и его яркость в зависимости от того, в какой зоне он будет располагаться.
  • Используйте люстры, бра и лампы для создания собственного стиля интерьера.
  • Небольшие световые акценты и декоративная подсветка сделают интерьер выразительным и праздничным.
  • По максимуму используйте энергосберегающие или светодиодные лампы — они гораздо экономичнее ламп накаливания. Помните: лишняя лампа — лишняя цифра в счете за электричество.

И самое главное: создавая дизайн дома, руководствуйтесь, прежде всего, своим вкусом и здравым смыслом. И у вас всё получится.

Варианты подсветки в интерьере

Если неправильно подобрать освещение, комната не будет выглядеть гармонично, несмотря на дорогую мебель, качественную отделку и роскошные аксессуары. Благодаря основным и дополнительным источникам света удается создать нужный настрой.

Варианты, как может выглядеть комната:

  • торжественно;
  • уютно;
  • празднично;
  • лаконично;
  • винтажно;
  • пасторально;
  • по-деревенски;
  • экзотично.

Понимая, какого эффекта хочется достичь, хозяева могут расставить акценты с помощью многоуровневого, стенового или нижнего света, а также использовать мобильные (подвижные) приборы.

Пример лаконичной комнаты с несколькими источниками света.

Многоуровневое освещение

Способ организации освещения, при котором устройства располагают в несколько уровней, открывает широкие возможности. Люстра не нужна, ведь источников света и так достаточно. Пространство разделено на несколько функциональных зон, что подчеркивается продуманным расположением ламп. Преимущество многоуровневого освещения — возможность регулировать настройки и использовать диммеры.

Стеновое освещение

Настенное бра дает комфортный свет. Лучи направлены в ту часть комнаты, где удобно читать, писать, шить или заниматься другим делом. Светильники различаются по форме, так что можно подобрать модель в том или ином стиле, чтобы она сочеталась с дизайном помещения. В дополнение к бра нужно использовать другие виды освещения, например, точечные приборы, иначе в комнате будет сумрак.

Нижний свет

Подсветка комнаты в нижней части в классических интерьерах встречается редко. Зато она часто применяется в ультрамодных вариантах оформления.

Нижний свет часто используется в длинных коридорах.

Для организации такого освещения подходят не любые приборы, а только обладающие заданными параметрами, включая:

  • устойчивость к механическим повреждениям;
  • герметичность;
  • водонепроницаемость.

Для экономии электроэнергии нижний свет организуют с применением светодиодных или неоновых элементов.

Подвижные светильники

Если нужно изменять направление света, устанавливают светильники, оснащенные поворотными механизмами.

Варианты приборов:

  • трековые;
  • подвижные потолочные;
  • поворотные.

Чтобы в комнате было уютно, а глаза не уставали, лучше сочетать разнотипные устройства.

На примерах: как выстроить свет в разных комнатах

В кухне

Симметрия — это самый простой способ сделать красиво. Поэтому, выстраивая основной свет в интерьере, дизайнеры часто ориентируются на визуальную ось.

— Самое важное место на кухне — разделочный стол, и основной свет нужно выстраивать именно над ним, — считает Дмитрий Воюнков. — В классической кухне визуальной осью будет центр вытяжки и острова (плиты)

Светильник всегда должен находиться на одной визуальной оси с ними.

Функцию основного света в кухне могут выполнять несколько потолочных светильников над рабочей зоной. Причем они должны быть немного впереди головы, а не за спиной человека, который пользуется разделочным столом, в противном случае тень будет падать на рабочую зону.

— Большинство кухонь имеют стандартные габариты: глубина рабочей поверхности — 60 сантиметров, подвесных ящиков — 35 сантиметров. Эта разбежка позволяет расположить светильник в нужной зоне, чтобы на разделочный стол не падала тень от человека, который за ним работает, — говорит дизайнер.

В качестве декоративного светильника над обеденным столом можно расположить люстру, а вот в центр кухни вешать ее нет надобности, ведь кухонный гарнитур часто имеет Г-образную форму, из-за чего помещение очень далеко от симметрии. От люстры стоит отказаться и в том случае, если обеденный стол часто раздвигается или переносится. В таких случаях хорошим решением послужит торшер, который будет «кочевать» по кухне вместе с обеденным столом.

— Люстру можно повесить над столом, который раскладывается влево и вправо, сохраняя визуальную ось. А если визуальная ось теряется, то потолочный светильник не подойдет. «Косяков», когда люстра висит прямо перед лицом одного из гостей, я в своей жизни насмотрелся.

В спальне

Прием с визуальными осями используется и для спальных комнат, где симметрия логична независимо от стиля интерьера. Там визуальную ось формирует изголовье кровати.

— В спальнях мы привыкли видеть люстру, но она там избыточна. Спальня вообще не нуждается в ярком свете. Там он должен быть атмосферным, а атмосфера достигается за счет бра, торшеров и встроенных светильников.

В современной спальне Дмитрий Воюнков рекомендует продумать три линии из светодиодной ленты, встроенной в алюминиевый профиль с рассеивателем, и пустить их по стенам и потолку. Они наполнят интерьер мягким рассеянным светом. Дополнить его можно зонально-декоративным освещением вокруг прикроватных тумбочек.

В гостиной

В гостиной роль визуальной оси, как правило, играют телевизор и диван. Светильник должен находиться на одной линии с ними. Звучит вполне выполнимо, если бы не одно условие: визуальная ось должна совпадать с центром комнаты, что редко получается в типовых квартирах.

— Если речь идет о 17-метровой комнате с диваном у стены, я рекомендую отказаться от декоративной люстры над диваном. Его достаточно выделить двумя бра или торшером. Если вы все же выбрали потолочный светильник и визуальная ось оказалась смещенной от центра комнаты, то свет, который ее очерчивает, нужно уравновесить светильниками в другой части комнаты — например, композицией из светодиодной ленты или точечных потолочных светильников.

Во вспомогательных помещениях — прихожей и санузле

В прихожей, где нет необходимости в большом количестве света, можно обойтись без потолочных светильников, воспользоваться единственным бра, или создать обманный эффект, повесив на стену картину с подсветкой. Для санузлов в классическом интерьере такой метод тоже подойдет.

Дополнительные приборы освещения

Вспомогательные осветительные устройства применяются в различных зонах квартиры или дома, например, такой свет может понадобиться для:

  • создания уюта в уголке для занятия рукоделием, чтения книги;
  • подчеркивания красоты выразительных декоративных элементов: камина, зеркала, картины.

Настенные бра

Такие устройства могут быть навесными, к примеру, в виде бра либо встроенные варианты. Выбор дизайна таких моделей практически не ограничен. Сейчас эти светильники представлены в огромном ассортименте цветов, форм и размеров. Некоторые модели являются переносными, поворотными и регулируемыми.

Минимальное расстояние между светильниками на натяжном потолке

Натяжное полотно имеет ряд конструкционных особенностей, при установке точечных моделей их тоже нужно учитывать:

  • распределять светильники на натяжном потолке в зале следует так, чтобы от стены до спота было не менее 20 см;
  • между встроенными моделями дистанция сохраняется не менее чем в 30 см;
  • если натяжное полотно включает несколько фрагментов, светильники нельзя крепить на их стыке. Их можно располагать не ближе, чем на 15 см от шва.

Как размещены светильники на натяжном потолке в зале не зависит от их мощности. Однако при выборе схемы размещения нужно заранее разделить группы на основные – с более высокой мощностью, и второстепенные – менее мощные, используемые, скорее, для подсветки.

Как не ошибиться с количеством и температурой света

Существуют формулы для расчета количества света в помещении, но они очень приблизительные и не учитывают время дня, в которое человек чаще всего бывает дома, индивидуальное восприятие света и многие другие факторы.

— Сделав математический расчет, можно все равно ошибиться. Поэтому дизайнеры рекомендуют перестраховаться и оставить возможность диммирования. Эмпирическим путем гораздо проще понять, сколько света в интерьере вам реально нужно. Так что я рекомендую с запасом использовать светодиодную ленту и отрегулировать силу ее свечения на практике при помощи диммера.

При выборе температуры света нужно учесть всего два интуитивно понятных правила: на кухне и в других помещениях, где идет рабочий процесс, уместно использовать холодный свет, а в спальне — теплый, успокаивающий

Разные группы света плохо смотрятся в интерьере, так что в каждой комнате важно формировать освещение единой световой температуры

Сейчас очень модны так называемые лампочки Эдисона. Они интересно смотрятся, но дают очень специфическую температуру света. Лично я купил такую, установил над рабочим столом для красоты — и ошибся, делится Дмитрий.Теперь этот желтый свет мозолит мне глаза. Хотя выглядит эта лампа на самом деле здорово, нужно помнить о том, что декор — это вторично. На первом месте всегда должна быть функциональность.

<?php if (!is_single(array(17031))) { ?><?php } ?>

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий