Как проверить заряд батарейки: способы смешные и не очень

Общий порядок проверки

При проверке мультиметром различных характеристик батареек и аккумуляторов, нужно учитывать некоторые нюансы.

Проверка тока

Прежде чем приступать к тестированию любого элемента питания, необходимо узнать какие параметры были изначально заявлены производителем. Показатели новой батарейки или полностью заряженного аккумулятора, не должны отклонятся более чем на 5 % от указанных. Новые АКБ в норме выдают значение 4-6 А, а работоспособность сохраняется до показателей в 3 А.

Тест на напряжение

Чтобы измерить напряжение элементов питания необходимо переключить прибор в режим «постоянное напряжение» и установить предел 20 В. При подключении батарейки к тестеру нет особой разницы в полярности.
Если будет допущена ошибка в соединении «плюсов» и «минусов», прибор просто выдаст значение с противоположным знаком. При проверке нового аккумуляторов типоразмера «18650» показатели напряжения должны составлять 3,5-3,7 В.

Если прибор выдаёт значения в диапазоне 3-3,5 В, напряжения АКБ хватит лишь для работы в маломощных устройствах. Если показатели падают ниже 3 В, аккумулятор необходимо сразу же зарядить. Снижение напряжения до 2,4 В приведёт к необратимым процессам разрушения внутри батареи.

Мультиметры.

Определение ёмкости

Ёмкость АКБ определяет время его работы при определённой силе тока. Чтобы узнать эту величину с помощью мультиметра, используют метод контрольного разряда:

  1. Подбирают нагрузку, которая обеспечит ток разряда 100-200 А.
  2. АКБ полностью заряжают перед тестированием.
  3. Тестер переводят в режим определения постоянного тока.
  4. Соединяют электрическую цепь из элемента питания, нагрузки и мультиметра.
  5. К полюсам аккумулятора напрямую подключают второй мультиметр, чтобы определить постоянное напряжение.
  6. После подключения всех составляющих засекают время.
  7. Когда напряжение АКБ уменьшится в два раза, проверку останавливают.
  8. Время, ушедшее на разряд батареи умножают на среднее значение тока. Полученный результат и будет фактическим значением ёмкости.

Измерение параметров аккумулятора телефона

Проверка работоспособности АКБ смартфона может быть полезна как мастеру по ремонту гаджетов, так и простому пользователю. Определение ёмкости телефонной батареи, осуществляют методом контрольного разряда. Если показатели напряжения на 20 % меньше заявленных, пора задуматься о замене аккумулятора.

Вы умеете пользоваться мультиметром?

Лучше всех!Пока нет…

Сколько заряда осталось в батарейке?

Есть
грубая методика подсчета процента разряда батарейки в зависимости от ее
напряжения.

Для
элементов питания 1,5V нужно отнять от фактического
остаточного напряжения величину в 1,1V и умножить результат на 200. В итоге
вы получите примерную цифру в процентах остаточного заряда.

Например, замеры показали результат 1,45В. Отнимаем 1,45-1,1=0,35*200=70%.

В батарейке осталось 70% заряда от первоначальной величины.

При значениях 1,35В будут следующие результаты:

1,35V-1,1V=0,25*200=50% и т.п.

Для
кроны в 9V нужно отнимать 6,6V и умножать результат на 33,33.
Пример расчета:

Замер мультиметром=8,79В. Итого: 8,79-6,6=2,13*33,33=71%.

Как-то
так. Еще раз напоминаем, что это очень грубый расчет и ориентироваться на него
не стоит.

Научное объяснение

Что
касается подпрыгиваний, то научное объяснение здесь следующее.

Щелочная
батарейка имеет положительный анод (цинк) и отрицательный катод (диоксид
марганца).

Изначально
внутри нового заряженного элемента находится гелеобразная масса. При
сбрасывании батарейки с высоты она амортизирует весь удар и принимает его на
себя.

При
постепенном разряде цинк превращается в оксид цинка (твердое вещество). Чем
больше разряжена батарейка, тем больше в ней оксида цинка, который заполняет
все внутреннее пространство банки.

Между
частичками оксида цинка возникают мостики, напоминающие множество пружинок.

Такой
химический элемент (оксид цинка) даже специально добавляют в мячики для гольфа.

Данный
тест хоть и самый простой, но ориентироваться на 100% по нему не стоит. По
возможности обязательно перепроверяйте полученные результаты тестером.

Дело в том, что нередко прыгучесть зависит от формы “днища” батарейки. Если оно будет плоским и идеально ровным, то и прыгать такому элементу будет проблематичнее.

В
случае выпуклого основания, повышается и прыгучесть.

Более
того, подобный фокус применим не ко всем батарейка. Все зависит от их начинки.

Если
там изначально набор из нескольких “таблеток”, а не гелеобразная масса, то и вести
себя они будут совсем иначе.

Плохо что нельзя проверить на прыгучесть аккумулятор от машины Хотя и здесь у автолюбителей есть свои оригинальные методы.

Круглые батарейки таблетки

По такому же принципу проверяется напряжение у плоских таблеток типа CR 2032. Их используют в брелках, материнских платах, электронных игрушках.

Щупы прикладываете вот таким образом и смотрите на результат.

3В – хорошая, менее 2,5В – в мусорку.

С плоскими таблетками на 1,5В (LR44, G13, A76, LR357 и т.д.) то же самое.

1,5В – хорошо, менее 1,25В – плохо.

Ошибка! Внимание, все батарейки вне зависимости от их типоразмера, которые при проверке остаточного напряжения показали хорошие значения, могут быть неисправны при измерениях под нагрузкой!

Фактически вы замерили величину напряжение без нагрузки (ЭДС). Поэтому обязательно проверяйте двумя методами.

Способы проверки с помощью мультиметра

Одна из основных сфер применения — проверка на работоспособность батарейки и уровень ее заряда. Для этого в тестерах задействуются функции вольтметра (определяет вольтаж) и амперметра (измеряет силу тока). Процедура состоит из нескольких этапов, которые выполняют последовательно.

Проверка без нагрузок

Первый этап направлен на определение уровня остаточного напряжения в батарейке. Если оно минимальное, последующая проверка заряда нецелесообразна. Низкое остаточное напряжение свидетельствует о том, что гальванический элемент практически разряжен и в скором времени энергоресурс иссякнет.

Как проверить заряд батарейки без нагрузки:

  1. Включить вольтметр на тестере и установить предел замера на уровне 20 вольт.
  2. Приложить щупы мультиметра к контактам по бокам батарейки. Красный контакт должен фиксироваться к «+», в то время как черный прикладывают к «минусу».
  3. Снять показания с экрана тестера. Оно должно быть от 1–20 В. Если показатель меньше 1 В — батарейку можно отправить на утилизацию, так как она неработоспособна.

Батарейки, с остаточным напряжением свыше 1.35 В, можно использовать для работы на любом совместимом электроприборе. Срок службы в данном случае будет зависеть от емкости элемента и уровня энергопотребления устройства.

Если остаточное напряжение пальчикового элемента (простонародное название элементов питания AA. Для батареек типа AAA примняется название мизинчиковые) меньше 1.2 В — его можно использовать для нетребовательных электроприборов. К примеру, их можно вставить в часы, пульт дистанционного управления, увлажнитель воздуха.

Проверка под нагрузкой

Большинство специалистов считают проверку батареек без нагрузки неполной. С помощью мультиметра можно определить заряд элемента, предварительно подвергнув его нагрузке. Для нагрузки гальванического элемента обычно подключают небольшую лампочку для карманного фонаря. Светодиодные ленты в этих целях не используют из-за низкого сопротивления.

Нагрузка должна составлять от 100 до 200 мА. Данный показатель распространен для большинства электроприборов низкой и средней мощности.

Необходимо помнить о том, что померить заряд на одноразовой батарейке при помощи мультиметра нельзя. Данная функция предназначена для проверки многоразовых аккумуляторов, а не одноразовых элементов питания, подлежащих частой замене. Однако с помощью тестера можно определить пригодность батарейки для последующего использования, поэтому проводят измерение под нагрузкой.

Этапы:

  1. На мультиметре включают функцию вольтметра.
  2. Щупы соединяют с контактными элементами батарейки.
  3. Подключают нагрузочный элемент (например лампочку фонаря).
  4. Засекают время падения заряда до 1 вольта.

После этого необходимо умножить время падения заряда на силу тока для конкретного типа батарейки. Полученный результат — емкость элемента питания.

Как проверить батарейки мультиметром

Есть несколько вариантов измерения платы за хранение.

Проверка без нагрузки

Самый простой способ определить уровень заряда и выделить полностью неактивные элементы для утилизации – это измерить напряжение холостого энергоносителя.

Алгоритм проверки следующий:

  1. Заглушку черного провода необходимо вставить в отверстие с надписью COM.
  2. Вставьте штекер красного провода в отверстие, обозначенное VΩmA.
  3. Выберите предел измерения до 20 В в режиме постоянного напряжения.
  4. Подключите измерительные провода устройства к клеммам аккумулятора. В этом измерении полярность не важна. Заряд аккумулятора оценивается модулем значения остаточного напряжения.
  5. Снимите показания.

Если значение, полученное для цилиндрической батареи, больше 1,35 В, батарея полностью работоспособна. Если напряжение ниже 1,2 В, аккумулятор необходимо утилизировать. Значение между 1,2 В и 1,35 В означает, что его можно использовать в устройствах с низким энергопотреблением, например, в пультах дистанционного управления.

Проверка с нагрузкой

После первого брака аккумуляторов можно применить более точный метод определения работоспособности. Чтобы проверить напряжение тестером:

  1. Подключите нагрузку параллельно аккумуляторной батарее. Можно подключить обычную лампочку фонарика, она обеспечит необходимый объем 100-200мА.
  2. Подключите измерительные провода к контактам элемента.
  3. Значение измеряется через 30-40 секунд.

Если полученное значение больше 1,35В, это исправный аккумулятор, его можно использовать в любом устройстве. Если значение меньше 1,1В, элемент не пригоден для эксплуатации. Напряжение в диапазоне от 1,1 В до 1,35 В указывает на возможность использования его в нетребовательных устройствах.

Метод ампеража

Самый точный метод – это проверка путем измерения силы тока.

реализовано это следующим образом:

  1. Черный провод необходимо подключить к мультиметру через отверстие с пометкой COM.
  2. Вставьте красный провод в отверстие с отметкой 10ADC.
  3. Выберите предел измерения до 10А в режиме постоянного тока.
  4. На короткое время подключите щупы к клеммам: черный провод – к минусу, красный – к плюсу аккумулятора.
  5. Проверить мультиметром силу тока.

Нормальный ток составляет от 4 до 6 ампер. В диапазоне от 3 до 3,9 ампера немного сокращается время автономной работы, его можно использовать в портативных устройствах. С номинальным током от 1,3 до 2,9 ампер элемент подходит для дистанционного управления.

Как проверить батарейки мультиметром

Существует два основных способа, как проверить батарейки мультиметром: с нагрузкой и без.

Без нагрузки

Этот метод чаще всего используют для проверки «пальчиковых» элементов питания (батарейки типа АА и ААА). Процесс измерения происходит так:

  1. На мультиметре включают режим «измерение напряжения», и устанавливают предел до 10-20 В.
  2. Щупы тестера прикладывают к токовыводам батарейки – чёрный к «минусу», красный к «плюсу».
  3. Проверка должна длится не больше 30-40 секунд.

Работоспособность батарейки определяют по полученным показателям.

Напряжение, ВСостояние батарейки
≤1Практически полностью разряжена и подлежит утилизации
1,2-1,35Посажена, но подойдёт для использования в маломощных приборах
≥1,35Заряжена, потому сбои в работе прибора могут быть вызваны другими проблемами

Ещё несколько приборов.

Под нагрузкой

Считается что такой способ проверки даёт более точную информацию о состоянии батарейки. Его суть заключается в подключении к тестеру элемента питания и какого-либо устройства с маленькой мощностью. Для этих целей подойдут:

  • карманный плеер;
  • маленькая лампочка от фонарика;
  • машинка для удаления катышков.

Измерение под нагрузкой обычно проводят для элементов питания с пометкой «Rechargeable». Мультиметр даёт информацию об остаточном напряжении и предельной ёмкости АКБ. Чтобы получить данные о ёмкости батареи, измерение проводят после предварительной зарядки.

Измерение под нагрузкой проходит так:

Подключение

С помощью проводов к мультиметру подключают нагрузочный прибор и аккумулятор.

Время

После подключения засекают время и проводят измерение до тех пор, пока напряжение не снизится до 1В.

Математика

Полученное время умножают на силу тока и получают фактическую ёмкость АКБ.

Результат

Если полученные результаты не особо отличаются от заявленных – аккумулятор находится в рабочем состоянии.

Как проверить батарейку мультиметром в зависимости от типа элемента

С проверкой батареек типа АА и ААА обычно не возникает вопросов, так как токовыводы у них находятся на разных концах корпуса. Кроме знакомых «пальчиковых» в быту часто используют и другие виды элементов питания. Как проверить работоспособность батарейки типа «таблетка» или «крона» знают не все.

Элементы типоразмера «крона» имеют уплощённую форму. Электроды у таких батареек расположены на одной стороне.

Напряжение полностью заряженного элемента должно составлять 9 В. Если значение падает до уровня 8,7 В и ниже – батарейка считается непригодной к использованию.

У батареек-таблеток «минус» находится на плоской стороне, а «плюс» на округлой. Проверка таких элементов позволяет определить лишь силу тока. У новых, заряженных батареек, этот показатель должен быть равен 4-6 А.

Элементы питания.

Как увеличить срок службы батарейки

Выяснив, как измерить емкость и проверить вольтаж-ампераж одноразового гальванического элемента, стоит рассмотреть способы, позволяющие увеличить эксплуатационный срок.

Для этого следует соблюдать несколько рекомендаций:

  1. Защита от холода. На морозе одноразовые батарейки и многоразовые аккумуляторы разряжаются значительно быстрее. В этом легко убедиться, если выяснить, как измерить емкость АКБ мультиметром, и провести эту процедуру после использования батареи на холоде.
  2. Своевременное отключение. Во время длительного простоя нужно отключить питание устройства. Это позволит сохранить энергоресурс элемента и предотвратить несвоевременную разрядку.
  3. Соблюдение эксплуатационных сроков. Рекомендуется покупать «свежие» батарейки, выпущенные не более чем 3–4 месяца назад. Старые экземпляры хуже держат заряд, особенно если при хранении не поддерживались оптимальные климатические условия.
  4. Применение батареек одного производителя. В большинстве электроприборов используются от 2 до 6 гальванических элементов, иногда больше. В этих случаях рекомендуется пользоваться батарейками одного бренда с одинаковыми характеристиками. Совместно они работают намного дольше и эффективнее, чем при одновременном использовании элементов разных производителей.
  5. Защита от повреждений. Несмотря на довольно прочный корпус, батарейку можно повредить. При нарушении целостности корпуса элемент не проработает долго. Его лучше сразу же поменять на новый.
  6. Защита от перегрева. Также как и низкие температуры, избыточное тепло негативно влияют на работоспособность элемента. При перегреве в корпусе батареи ускоряются химические процессы, что сопровождается выделением тепла и снижением энергоемкости. Низкокачественные гальванические элементы могут взрываться, поэтому их категорически запрещено утилизировать путем пиролиза.

Считается, что пальчиковые батарейки нельзя заряжать. На самом деле такой процесс допускается, однако его эффективность минимальна. Заряжать гальванический элемент целесообразно только в случае, если энергоемкость израсходована наполовину или меньше. Восстановлению не подлежат экземпляры с поврежденными электродами или засохшим электролитом.

Для подзарядки используется специальное устройство, внутрь которого помещают батарейки. Процесс длится 1–2 часа, при этом необходимо следить за нагревом элемента. Корпус должен быть теплым, но не горячим. Если гальванический элемент перегрелся, его необходимо извлечь из зарядного устройства.

Измерение под нагрузкой

Самым
правильным способом является замер параметров под нагрузкой. Так называемый
нагрузочный тест.

Раньше,
когда еще не были распространены цифровые мультиметры, а использовались по
большей части стрелочные (типа Э4304), у них у всех был специальный режим для
проверки батареек 1,5В.

Ориентироваться
нужно было по самой верхней шкале. Если при замыкании щупов стрелка прибора
отклонялась максимально вправо – батарейка считалась исправной (держала
нагрузку без особого падения напряжения).

На
современных устройствах редко, но все же можно встретить подобный режим. Вот
например, моделька от ProSkit.

На
ней можно проверить как батарейки 1,5В, так и крону на 9В.

Есть
такая функция и на некоторых электронных девайсах (тип DT830E).

Также
продаются специальные тестеры нагрузочники. Как для пальчиковых элементов, так
и для плоских таблеток.

Хорошо
заряженный элемент 1,5V на мультиметре с функцией
нагрузочника будет давать ток в 4мА, а новая крона на 9V – 25мА.

Такой
тестер работает только с щелочными элементами, на литий-ионных АКБ его
использовать не получится.

Как зарядить аккумуляторную батарейку

Совсем другая история с аккумуляторными элементами — их можно подпитать, используя специальное зарядное устройство. Определить в магазине, какие батарейки можно заряжать, а какие нет, несложно. Для этого достаточно внимательно рассмотреть упаковку.

На заряжающихся модулях, в отличие от обычных, есть надпись mAh, которая расшифровывается как «миллиампер в час» и обозначает емкость. Чем выше емкость аккумуляторной батареи, тем дольше ее рабочий цикл до подзарядки. На корпусе такого модуля пропечатывается слово «rechargeable», что в переводе с английского значит «перезаряжаемый». Аккумуляторы стоят намного дороже обычных батареек, хотя и последние могут быть не из дешевых, особенно если речь идет об алкалиновых элементах. Если на товаре присутствует надпись «do not recharge», то это значит, что модель не восстанавливаемого типа, и цикличной подпитке не подлежит.

Аккумуляторы

У гальванических и аккумуляторных моделей разное напряжение: 1,5V и 1,2V соответственно. Об этом тоже есть надпись на корпусе, но можно проверить и самому, имея мультиметр, или в случае с аккумуляторами — «умное» зарядное устройство.

Итак, отвечая на вопрос, как зарядить пальчиковую батарейку, резюмируем:

  • Обычная батарейка подзарядке не подлежит, хотя может быть частично восстановлена кустарными методами. Довольно быстро израсходовав заряд в мощном электроприборе, она еще может послужить в устройстве малой мощности. После этого подлежит обязательной утилизации. При этом, щелочные элементы, как правило, более «долгоиграющие», чем солевые. За редким исключением. Но тогда свою роль играют бренд и стоимость.
  • В аккумулятор после выработки можно «вдохнуть» новую жизнь путем зарядки, и так много раз подряд. Современные аккумуляторы рассчитаны в среднем на 1000 циклов перезарядки. А чем больше заявленная для них емкость, тем выше шансы длительной работы в требовательных приборах.

Понимание вышеизложенного позволяет выбрать оптимальный для своих приборов источник электричества, позаботившись тем самым о его длительном функционировании.

Как проверить заряд обычной батарейки?

Со временем в каждом доме скапливается большое количество использованных батареек. Не спешите их выбрасывать. Некоторые действительно придется утилизировать, но добрая часть еще пригодится в бытовых приборах: плеерах, фонариках, пультах ДУ. Чтобы сортировать источники энергии, необходимо разобраться, как проверить батарейку.

Преобразователь для ПДУ 1,5В в 9В 5мА

Применяемые в некоторых моделях пультов дистанционного управления (ПДУ) батарейки типа «Крона» имеют малый срок службы. Поэтому целесообразно использовать элементы типа А316 с напряжением 1,5 В совместно с преобразователем напряжения. Преобразователь (рис. 4.56) представляет собой однотактный релаксационный генератор с емкостной положительной обратной связью (С2, СЗ). В коллекторную цепь транзистора VT2 включен повышающий автотрансформатор Т1.

В преобразователе использовано обратное включение выпрямительного диода VD1, т.е. при открытом транзисторе VT2 к обмотке автотрансформатора приложено напряжение питания и на выходе автотрансформатора появляется импульс напряжения. Однако включенный в обратном направлении диод VD1 в это

время закрыт и нагрузка отключена от преобразователя. В момент паузы, когда транзистор закрывается, напряжение на обмотках Т1 изменяется на обратное, диод VD1 открывается и выпрямленное напряжение прикладывается к нагрузке. При последующих циклах, когда транзистор VT2 запирается, конденсаторы фильтра (С4, С5) разряжаются через нагрузку, обеспечивая протекание постоянного тока.

Индуктивность повышающей oб^ ^^и ^т^рансформатора Т1 при этом играет роль дросселя сглаживающего фильтра. Для устранения подмагничивания сердечника автотрансформатора постоянным током транзистора VT2 используется перемагничивание сердечника автотрансформатора за счет включения параллельно его обмотке конденсаторов С2 и СЗ, которые одновременно являются делителем напряжения обратной связи.

Когда транзистор VT2 закрывается, конденсаторы С2 и СЗ в течение паузы разряжаются через обмотку 1-2, перемагничивая сердечник Т1 током разряда. Время открытого состояния транзистора VT2 определяется индуктивностью обмотки 1-2 автотрансформатора Т1 и емкостями С2 и СЗ. Частота генерации зависит от напряжения на базе транзистора VT1. Стабилизация выходного напряжения осуществляется за счет ООС по постоянному напряжению посредством R2. При этом при понижении выходного напряжения увеличивается частота генерируемых импульсов при примерно одинаковой их длительности. В результате увеличивается частота подзарядки конденсаторов фильтра С4 и С5 и падение напряжения на нагрузке компенсируется. При увеличении выходного напряжения частота генерации, наоборот, уменьшается. Так, после зарядки накопительного конденсатора в ПДУ частота генерации падает в десятки раз. Остаются лишь редкие импульсы, компенсирующие разрядку конденсаторов в режиме покоя. Этот способ стабилизации позволил довести ток покоя преобразователя до 0,5 мА. Транзисторы VT1 и VT2 должны иметь возможно больший коэффициент усиления для повышения экономичности.

Обмотка автотрансформатора намотана на ферритовом кольце 2000НМ 10x6x2 мм и имеет 300 витков провода ПЭЛ-0,08 с отводом от 50-го витка (считая от «заземленного» вывода). Диод VD1 должен быть высокочастотным и иметь малый обратный ток. Остальные детали — малогабаритные, любых типов. После монтажа и настройки детали преобразователя закрываются экраном, изготовленным из белой жести.

Правильно собранный преобразователь начинает работать сразу после включения. Необходимо лишь путем подбора резистора R2 установить выходное напряжение равным 9 В. Для увеличения срока службы элемента А316 можно установить в ПДУ миниатюрный выключатель питания.

Измерение тока КЗ

Для следующего способа проверки переключатель мультиметра нужно установить в положение – измерение постоянного тока (10А).

Также меняется и положение щупов. Черный остается в разъеме COM, а красный переставляете в гнездо для замеров тока – 10А MAX.

Для измерения тока черный щуп прикладываете к минусу батарейки, красный – к плюсу.

Фактически при таком измерении вы закорачиваете элемент питания и подключаете его на короткое замыкание.

Чего делать не рекомендуется. Для нормального замера желательно иметь дополнительное сопротивление хотя в 10 Ом и более. Провода щупов имеют гораздо меньшее значение.

Ошибка! Поэтому при таком способе нельзя измерять большие токи через чур долго.

Даже на дешевой китайской модели есть предупреждающая надпись (не более 10 секунд с перерывом в 15 минут).

Гальванические элементы подобного обращения не любят. Если батарея уже немного разряжена, то после нескольких таких “коротких замыканий” ее придется выбросить.

Это как в анекдоте с ежиком и спичками

Идет ёжик по лесу с коробком спичек. Чиркнул одной, она пошипела и не загорелась – не годная (выбрасывает). Чиркнул другой, та тоже пошипела-подымила и не вспыхнула. Тоже не годная (выбрасывает). Чиркает третьей, та загорается. Он ее тут же тушит и говорит: – О, а эта рабочая! (и засовывает обратно в коробок).

Да и мультиметр может выйти из строя при превышении тока на особо емких банках. Чаще всего сгорает встроенный предохранитель.

Для замера тока достаточно всего пары секунд. После чего убираете щупы и запоминаете показания на табло.

На новой исправной батарейке (1,5V) ток должен быть от 4 до 6А.

Показания от 0 до 3А говорят о том, что батарейка села.

При значениях от 3 до 4А ее можно поставить в маломощные устройства.

Ошибка! Не вздумайте таким методом проверять мощные АКБ.

Например, сборки для аккумуляторного инструмента, батареи эл.самокатов, велосипедов и уж тем более автомобильные АКБ.

Классификация батареек

Портативные блоки питания различаются по форме, размеру, комплектации и принципу действия.

Первичные и вторичные элементы питания

Первичные батареи или гальванические элементы необходимо использовать один раз. Перезаряжаемые вторичные батареи можно повторно вводить в эксплуатацию несколько раз с помощью зарядного устройства. Они соответственно дороже, но это с лихвой окупается количеством циклов зарядки. Батареи имеют маркировку “Перезаряжаемые.

Виды батареек по наполнению

Батареи различают по составу электролита и активного металла, использованного в конструкции:

  • литий: это самые легкие, емкие и дорогие энергоносители, у них самый длительный срок хранения;
  • аккумуляторы из серебра долго работают при большой нагрузке, они дороги;
  • самые популярные элементы – щелочные (щелочные), могут работать в широком диапазоне температур и при больших нагрузках, но достаточно быстро разряжаются;
  • угольно-цинковые, «солевые» – наиболее удобны, быстро выходят из строя и плохо переносят холода;
  • по характеристикам хлоридно-цинковые батареи аналогичны «солевым», но имеют большую емкость.

Типы элементов по внешнему виду

Наиболее распространены приводы цилиндрической формы. Они бывают разных размеров: самый маленький – мизинец, самый популярный – палец, а также средний и большой. Все цилиндрические батареи на 1,6 вольт.

Есть плоские батареи с напряжением 4,5 вольт и элементы типа Krone, которые имеют форму параллелепипеда и рабочее напряжение 9 вольт.

Эффективность блоков питания напрямую зависит от мощности, потребляемой устройством. Например, в электродвигателях и видеокамерах даже небольшое падение напряжения остановит работу. В то время как в маломощных приборах, часах и фонариках падением напряжения можно долго пренебречь.

Что можно проверить

Существует несколько способов проверки жизнеспособности элемента питания, позволяющих проверить:

Заряд без нагрузки

Для получения точных значений используется цифровой тестер, но подходит и аналоговый. Первоначально рекомендуется замерить заряд без нагрузки, это позволит сразу отбросить элементы, питания, подлежащие утилизации.

Порядок тестирования:

  1. Переключить мультиметр в режим замеров постоянного напряжения.
  2. Установить чувствительность на уровне 20 В.
  3. Подключить щупы к токовыводам батарейки, соблюдая полярность.
  4. Снять показания мультиметра, которые появятся на цифровом экране.

Полученные показания помогут понять, для каких целей можно использовать б/у элемент питания:

  • от 1,35В – пригодна для установки в любую электронику, включая технику с повышенным энергопотреблением;
  • 1,2-1,35В – подходит для питания электроприборов, где отсутствует пиковая нагрузка, например, часах, фонариках, пультах дистанционного управления;
  • менее 1,2В – батарейка отработала положенный ресурс подлежит утилизации в специальном контейнере.

Нормальны заряд батарейки.

Заряд под нагрузкой

При замерах под нагрузкой в качестве потребителя энергии в цепь подключается обычная лампочка от фонарика, обеспечивающая ток 100-150 мА.

Для проверки батарейки мультиметром потребуется:

  1. Подключить щупы тестера к токовыводам, соблюдая полярность.
  2. Запитать к цепи лампочку.
  3. Через 3-40 секунд снять показания с экрана мультиметра.

Полученные данные сопоставляются с таблицей:

  • ниже 1,1В – батарейка выработала свой ресурс, её нужно заменить на новую;
  • 1,11-1,3В – элемент питания пригоден для установки в электронику со сниженными энергопотреблением;
  • от 1,35 – батарейка почти новая, её можно использовать без ограничений.

Сила тока

Способ измерения, позволяющий получить точную картину о состоянии элемента питания. Одновременно, он негативно влияет на работоспособность, как правило, используется для тестирования новых батареек.

Алгоритм действий выглядит так:

Порядок измерения силы тока.

  1. Мультиметр переключается в режим измерения максимального значения постоянного тока.
  2. Щупы фиксируются на -/+ клеммах.
  3. С экрана снимаются показания.

Нормальной силой тока для нового элемента питания считается значение 4-6А. Если на дисплее высвечивается сила тока 3-3,9 Ампера – батарейка пригодна для использования в электронике. При значениях 0,7А-1,1А можно переставить ИП в часы, пульт дистанционного управления, где он ещё проработает некоторое время.

Напряжение

Проверка батарейки под нагрузкой.

Напряжение батарейки определяется под нагрузкой. Для этого к элементу питания подключается мультиметр и лампочка. Нагрузка на батарейку должна подаваться 3-40 секунд, после чего снимаются показания.

Если напряжение ниже 1,1 Вольта – батарейку необходимо утилизировать.

Емкость

Проверка ёмкости одноразовой батарейки не отличается от других способов работы с мультиметром. Измерительный прибор переключается в режим 10 Ампер. Далее, красный щуп подаётся на плюсовую клемму, чёрный – на минус. Замер необходимо проводить быстро – не более 10 секунд, иначе батарейка может разрядиться, выйти из строя (тестирование проводится путём замыкания цепи, что негативно влияет на банки). Если на экране появилось значение 0,2 Ампера, батарейку необходимо сдать в утиль.

При помощи тестера можно понять, есть ли ещё ресурс в батарейке, соответственно, владелец может сэкономить на покупке новых ИП. Для проверки достаточно знать исходные данные, подключить мультиметр, соблюдая полярность.

Как узнать рабочая батарейка или нет?

Ниже приведены несколько вариантов от самых безумных до самых практичных.

Метод №1. Самый безумный.

Возьмите 2 батарейки и соедините их последовательно, положительный полюс к отрицательному, а отрицательный к положительному. Дальше смочите палец и приложите к нему минусовой конец батарейки. К плюсовому приложите язык. Если будет щипать значит элемент питания рабочий. Но не стоит этим увлекаться.

Метод №2. Будь те внимательны.

Обратите внимание на внешний вид источника питания. Если на одном из полюсов замечена жидкость или окисление — значит батарея не годна

Лучше всего ее отнести в пункт приема.

Значит эта батарейка кончилась, то есть села.

Метод №3. 100% рабочий!

Чтобы узнать работает ли батарея или нет потребуется обычный тестер. Иначе его называют мультиметр. С помощью этого прибора можно замерить количество амперов и напряжение. Подобная информация 100% ответит на вопрос о пригодности.

Нужно провести замеры тока при коротком замыкании. Если он составит меньше 0,3 ампер, то такие элементы считаются негодными. Средними являются с током от 0,3 до 0,7 ампер. Если ток больше 0,7 это очень хорошие батарейки!

Элементы питания типа «АА» можно проверить и с помощью измерения напряжения. Если оно 1,3-1,5 вольта, то в принципе такой элемент годен к эксплуатации.

Метод №4. Проверка электроприборами!

Для этого используются следующие устройства:

  • Микро моторчик.
  • Лампа накаливания на 1,5-3 вольта.

При хорошем вращении мотора в течение 1-2 минут, батарейку можно считать рабочей. Если двигатель сначала крутится нормально, а потом все медленнее и медленнее, следует отказаться от такой батарейки.

С лампой дела обстоят практически так же. Длительное яркое горение сигнализирует о хорошей работе источника питания. Ну а тусклое и слабое свечение говорит, что элемент уже отработал свое.

Метод №5. Устойчивость.

Данный способ определения рабочая батарейка или нет заключается в следующем:

  1. Возьмите элемент питания в руки и поднимите его над ровной поверхностью.
  2. Поднятие выполните на высоту от 1-3 сантиметров.
  3. После отпустите батарейку.

Если источник питания упадет, значит он является не годным. Тот который будет стоять вполне пригоден к использованию. В момент выполнения этого эксперимента проследите за тем, чтобы руки не тряслись.

Метод не является надежным, так как имеет высокую погрешность. Вполне работоспособная батарея может падать.

Подходит для проверки щелочных или алкалиновых батареек. В них содержится электролит в виде геля. Наличие этого вещества не дает батареи сильно отпрыгивать от поверхности. Когда элемент разряжен, то внутри него гель затвердевает. Это приводит к повышенной прыгучести батареи, и она падает.

Совет: Если в пульте телевизора сели батарейки, и он не работает, проверьте их мультиметром. Известно, что элементы питания разряжаются неравномерно. Поэтому 1 батарея обязательно будет с большим напряжением, а другая с меньшим. Где маленький вольтаж ту можно отнести в пункт приема, а к оставшейся докупить новую.

Таким образом использую 5 способов проверки вы узнаете рабочая батарейка или нет!

Способ проверки батарейки без нагрузки

Для распознавания нерабочих батареек необходимо произвести проверку мультиметром. Как же проверить батарейку? На начальном этапе нужно подобрать соответствующую величину постоянного напряжения на мультиметре.

Также перед измерением следует вставить щупы мильтиметра в определенные гнезда:

  • красный щуп является плюсовым и вставляется в гнездо со значением «VmA»;
  • минусовым щупом считается щуп черного цвета, который включается в гнездо «COM».

Далее поставить переключатель на 20В. Щупы прибора присоединить к контактам батарейки, при этом если полярность будет выбрана неправильно, то показатель будет такой же только со знаком минус. После присоединения измерительный инструмент выдаст точный результат напряжения батарейки.

Для тщательного определения работоспособности изделия, этого замера недостаточно, так как напряжение было замерено без нагрузки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий