Калитка: из чего и как сделать своими руками, чертежи, варианты, технология

Металлическая

Самый популярный в настоящее время вариант изготовления металлической калитки – из профнастила.

Материалы: профнастил с полимерным покрытием – рекомендуемая толщина 0,6-0,9 мм; высота волны обычно бывает небольшая – порядка 10 мм; кровельные саморезы с резиновой шайбой, окрашенные под цвет листа; стальные трубы размерами не менее 80х80 мм для опорных столбов, для небольшой калитки без ворот можно взять трубу размером 60х60 мм; с толщиной стенки не менее 3 мм; трубу можно заменить конструкцией из двух сваренных в форме трубы П-образных швеллеров;стальные трубы размером 40х40 мм или 60х40 мм для каркаса калитки; антикоррозионная грунтовка; краска для наружных работ.

Инструменты и оборудование:

  • сварочный аппарат. Лучше приобрести аппарат и научиться выполнять нехитрые работы самому. Цена аппарата за годы эксплуатации окупится с лихвой, ведь работа сварщика стоит недешево. Для домашнего мастера достаточно иметь инверторный сварочный аппарат со сварочным током 160-200 А;
  • угловая шлифмашинка (болгарка) с кругами для резки и шлифовки металла;
  • дрель и шуруповерт – для сверления отверстий и закручивания саморезов;
  • строительная рулетка, металлическая линейка, уровень, строительный угольник, отвес, мел, чертилка;
  • струбцины – необходимы при сборке каркаса, при установке петель и замка;

Схема изготовления такова: сваривают металлический каркас, обшивают профнастилом, монтируют на опоры.

Перед сваркой каркаса следует отрезать нужные куски труб для каркаса. Длина основных труб по периметру каркаса равна длине и ширине калитки, срезы выполняются под углом 45°. Трубы перемычек каркаса режутся под углом 90°. Заусенцы на срезах следует зачистить, ржавчину – отшлифовать. Это улучшит качество шва.

https://youtube.com/watch?v=hZ2FCG6dro8

Сварочные работы выполняются на ровной горизонтальной поверхности – столе или площадке. В идеале стоит отрезать лист ОСБ с размерами, на 50 мм превышающими длину и ширину рамы калитки, и закрепить на нем струбцинами трубы. Если листа ОСБ под рукой нет, то детали каркаса соединяют между собой струбцинами. К сварке приступают после проверки правильности углов. Раму точечно прихватывают по углам, затем проверяют углы и диагонали – они должны быть одинаковые. Это значит, что трубы относительно друг друга легли правильно. Затем проваривают стыки сплошным швом с одной стороны.

После сварки одной стороны каркаса дают швам остыть, переворачивают каркас, снимают струбцины и проваривают вторую сторону каркаса. Дают швам остыть и сошлифовывают выступающую часть шва. Швы после покраски по возможности должны быть не видны. Затем монтируют поперечины. Порядок приварки поперечин аналогичен порядку при сварке рамы: отрезают куски трубы нужной длины, при необходимости срезают уголки, зачищают, закрепляют струбцинами, прихватывают точечной сваркой, приваривают, зачищают швы.

Для установки дверцы из профлиста достаточно использовать две или три петли диаметром 30 мм, расположенных на расстоянии 200-250 мм от верха и низа калитки.

Для приварки петель подгоняют створки к опорам, выставляют с помощью клиньев и прокладки-подпорки из бруса внизу калитки. Прикладывают и прихватывают точечной сваркой к опорам верхнюю петлю, затем ее проваривают. Дальше прихватывают верхнюю петлю к каркасу калитки. В том же порядке прихватывают нижнюю петлю.

Перед обшивкой каркас ошкуривают, обрабатывают антикоррозионной грунтовкой, покрывают двумя слоями краски для наружных работ.

Лист укладывается на раму так, чтобы углубленная часть волны легла на раму со стороны замка, определяются размеры листа и размеры вырезов под петли. Затем лист режется с помощью болгарки, вырезаются места под петли.

Лист прикручивается цветными кровельными саморезами с резиновыми шайбами в нижнюю часть волны к каркасу.

Основные требования

Сама по себе калитка не способна исполнять свои функции, ей нужна опора, роль которой чаще всего играет столб, на который с помощью петель навешивается створка. Также это может быть стена дома, гаража или другой надворной постройки.

Любой калитке требуется надежная опора

Опорные столбы должны выдерживать вес калитки с учетом ветровой нагрузки, поэтому к выбору материала для них подходят ответственно:

  • самый надежный вариант – металлический столб. Это может быть круглая или профильная труба сечением 60 мм и более, которую после бетонирования можно обложить кирпичом или блоками;

    Металлический столб выдерживает большие нагрузки

  • деревянные столбы тоже можно использовать, выбирая плотную, не боящуюся влаги древесину. Например, дуб или лиственницу. Нижняя часть столба, закапываемая в землю, предварительно пропитывается защитными составами.

    Столбы из дерева нуждаются в защитной обработке

Столбы для калитки необходимо бетонировать, заглубляя ниже точки промерзания грунта. А если столб несет повышенную нагрузку (к примеру, он является общим для калитки и створки ворот), слой бетона должен быть больше нормативной глубины промерзания минимум на 60 см.

Видео – Правильная заливка столбов для калитки

Сама калитка навешивается так, чтобы она распахивалась во двор, а не на улицу. Делается это по двум причинам:

  • для удобства, чтобы не пришлось отступать при входе на участок, пятясь задом от открывающейся створки на улицу;
  • для безопасности, чтобы шарниры петель находились со стороны двора, и их невозможно было взломать снаружи.

Калитка должна распахиваться внутрь двора

Существуют и специальные требования к размерам этой конструкции.

  1. Ширина – не более одного метра, иначе при порыве ветра незапертая калитка может резко распахнуться с выворачиванием петель. Шире могут быть продуваемые калитки из штакетин. Но и делать её уже 75-80 см не стоит, особенно если рядом нет широких ворот. Узкий проход неудобен, если нужно пронести габаритные грузы на участок, да и просто при выходе в зимней одежде.
  2. Высоту калитки не стоит делать больше 2 метров. Этого достаточно, чтобы закрыться от посторонних глаз. Большая высота увеличивает площадь, а значит – и ветровую нагрузку.
  3. При расчете линейных размеров полотна необходимо оставлять по периметру зазоры между ним и элементами обрамления. Расстояние до земли должно быть не менее 8 см, чтобы зимой снеговые наносы не мешали распахиванию калитки. Со стороны петель зазор должен быть около 6 мм, со стороны притвора (бокового и верхнего при его наличии) – 2 мм. Он необходим на случай обмерзания и снеговых пробок.

Средние параметры калитки

Фото красивых калиток

Сделать калитку не обычную, а красивую — это не так уж и сложно. И далеко не всегда для этого требуются дорогие материалы. Что всегда необходимо — это фантазия. Тогда даже велосипед, лопата, сучок или кирка — материал для эксклюзивного дизайна.

Для домов в современном стиле калитки нужны соответственные

Из самых разных материалов… даже из сучков

Древесина и кованные элементы — беспроигрышная комбинация

Главный компонент — фантазия

Трафарет изменяет даже самый простой забор

Сделать пару вырезов в досках… оригинальная деревянная калитка готова!

В гости к сказкам

Велосипед, колеса, лопата — все материалы для изготовления калиток

Небольшой фрагмент — кот из фанеры…

Оригинальный дизайн… со стороны двора

Даже калитка из профнастила может быть оригинальной

Каждый владелец дачи желает, чтобы калитка на его участке была не просто функциональной, но и не слишком дорогой, а также красивой. Самый удобный вариант, способный удовлетворить все эти требования, — это деревянная калитка. Тем боле, что нет материала, который обрабатывался бы проще. Несложная задача — сделать калитку из дерева своими руками.

Пример простой самодельной калитки из дерева и профильных труб

Пошаговая инструкция по изготовлению калитки из профнастила

В этой инструкции представлен способ сварки каркаса калитки прямо на опорных столбах.

1. Изначально следует разметить место под будущую калитку, оставляя проём необходимой ширины в заборе между двумя столбами, к которым впоследствии потребуется приварить трубы – основу каркаса будущей калитки. Благодаря такой схеме, будущая калитка идеально подойдёт по размерам. В этом случае, проблемы, возникающие, когда конструкция изготавливается в другом месте, будут исключены.

2. Вопрос, как сделать калитку, решается просто. Ее каркас изготавливается из таких же квадратных труб, как и каркас забора. Для избежания деформации каркаса калитки, трубы привариваются к столбам забора.

3. После этого, к вертикальной стойке рамки калитки приваривается верхняя часть петель.

Для обеспечения жёсткости конструкции посредине рамки нужно приварить поперечину из той же квадратной трубы. Горизонтальность поперечной перемычки следует проверить при помощи уровня.

4. На следующем этапе, каркас распашной калитки из профлиста следует срезать в местах крепления труб к столбам. Необходимо обрезать все лишние куски труб, тщательно проваривая все места соединений, а сварочные стыки зачистить при помощи шлифовального круга.

5. При помощи “болгарки” нужно зачистить места установки нижних частей навесных петель на столбах забора. Сначала следует приварить нижнюю часть верхней петли, после чего можно навесить каркас калитки и по месту приварить нижнюю часть второй петли.

6. Изготовление калитки из металлопрофиля требует проверки правильности её открывания: если всё выполнено правильно – она свободно открывается.

7. Необходимо снять калитку и приварить петли на столбах забора со всех сторон с зачисткой сварочных швов. При сварке петель нужно обеспечивать защиту листов профнастила от попадания искр и окалины от сварочной дуги.

8. При помощи “болгарки” требуется вырезать место под установку врезного замка, предварительно разметив все размеры на стойке калитки согласно чертежам.

9. На фото видно, как, установив каркас калитки на петли, можно разметить место под установку ответной планки замка на столбе забора. Потребуется укрепить ответную планку на стойку забора, используя дрель-шуруповёрт. Далее следует проверить правильность работы замка, после чего можно приступить к окрашиванию всей конструкции для защиты от ржавчины.

10. Используя дрель и пистолет для заклёпок, следует выполнить монтаж предварительно подогнанного по размерам профлиста на каркас калитки. Как вариант, можно закрепить профнастил, применяя кровельные саморезы. Смонтировав металлопрофиль, необходимо выполнить установку накладок с ручками на замок.

11. Для ограничения открывания калитки, внутрь проёма желательно установить ограничитель из кусочка металла, отрезанного от трубы.

Благодаря сборке каркаса прямо на стойках забора, работа, при наличии помощника, займёт не более двух часов времени. Сама же калитка будет радовать своих новоиспечённых владельцев надёжностью и неприхотливостью в эксплуатации.

Этап 1. Монтаж столбов

Установка столбов

Конструкция ворот будет крепиться к столбам. Их нужно установить правильно, с максимально жестким и надежным крепежом. Недопустимы даже малейшие провисания.

Шаг 1. Вначале расчищается место для установки и определяются места под ямы. Для рытья можно использовать штыковую лопату или небольшой бур. Глубина каждой ямы должна составлять минимум 1 м, а диаметр нужно сделать на 10 см больше диаметра столба (этот зазор зальется бетонным раствором).

Лунки под столбы

Шаг 2. Болгаркой нарезаются трубы соответствующей длины, которые вставляются в проделанные ямы. Зазоры засыпаются щебнем, после чего с помощью отвеса проверяется вертикальность каждого столба. При необходимости положение корректируется. Утрамбовывается щебень.

Шаг 3. Замешивается жидкий раствор из «трехсотого» цемента и песка в пропорции 1:3. Вначале перемешивается сухая смесь, затем понемногу добавляется вода. После того как раствор будет доведен до нужной консистенции, им заливают щебень и ждут полного высыхания.

Установка столбов

Шаг 4. Далее столбы облицовываются кирпичом. Для этого используется такой же раствор, вот только консистенция его должна быть, как у густой сметаны.

Процесс кладки столбов из кирпича

При кладке каждый шов нижнего ряда должен перекрываться верхним, чтобы порядовка была предельно прочной. При этом не стоит забывать о правильности углов, для чего можно воспользоваться тем же отвесом.

Процесс кладки столбов из кирпича

Для повышения эстетичности и дренажных характеристик конструкции каждый столб должен заканчиваться колпаком. Такие колпаки можно купить в готовом виде или же вырезать из листа оцинкованной стали.

Шаг 5. После полного высыхания ряды кирпичей расшиваются.

Пошаговая инструкция по изготовлению

Процесс сборки калитки зависит от того, какой она будет — из профнастила, сетки рабицы, евроштакетника или кованой. Нужно установить опоры (столбы), которые выравниваются по уровню, бетонируются. После этого можно приступать к изготовлению полотна.

Кованые конструкции

Кованые изделия отличаются привлекательными узорами из металлических прутьев. Чтобы сделать конструкцию, можно воспользоваться одной из двух технологий:

  1. Горячая ковка. Подразумевает предварительный нагрев металлических заготовок, чтобы их было проще обрабатывать. Для этого применяются различные ручные инструменты.
  2. Холодная ковка. Требует использования ручных станков для обработки металла.

Ручные станки можно купить или собрать самостоятельно. Основные виды:

  1. Твистеры. Устройства для сворачивания тонких металлических прутков по спирали.
  2. Торсионы. Станки для винтовой обработки арматуры разного сечения.
  3. Гибочные станки. Подходят для изготовления спиралей, колец, витков.
  4. Штамповочные станки. Применяются для расплющивания заготовок.

Процесс изготовления кованой калитки:

  1. Сварить каркас из профилированных трубок.
  2. Сделать вензеля с помощью твистера. Согнуть их из металлических полос или арматуры.
  3. Приварить вензеля к прямоугольной рамке.
  4. Зачистить сварочные швы, покрыть их антикоррозийным составом.

Останется приварить к полотну петли, навесить его на столб с креплениями.

Торсион (Фото: Instagram / stanmann_ru)

Из евроштакетника

Изготовление из евроштакетника:

  1. Покрасить штакетник краской по металлу.
  2. Каркас сварить из профилированных труб.
  3. Штакетник расположить поверх каркаса, примерить как будут смотреться отдельные элементы, выставить между ними одинаковое расстояние.
  4. Приварить евроштакетник к прямоугольной раме.

На задней части штакетника наварить горизонтальные перемычки. Навесить дверь на петли.

Из рабицы

Изготовление из сетки рабицы:

  1. Сварить раму из профилированных трубок.
  2. Дополнить каркас ребрами жесткости. Их можно сделать из прутьев арматуры большого сечения, металлических уголков. Расположить ребра жесткости на одинаковом расстоянии друг от друга, приварить их к раме.
  3. Сетку раскатать по каркасу, наварить поверх уголки, сварить их с основной рамой так, чтобы сетка прижалась.

Наварить на раму петли, навесить ее на опорный столб.

Сетка рабица в рулоне (Фото: Instagram / gribenykov_a)

Из профилированного листа

Этапы сборки:

  1. Собрать прямоугольный каркас из профилированных трубок. Сварить отдельные элементы.
  2. Разделить раму на две равных части по горизонтали прямоугольной трубкой.
  3. От середины 1 из сторон рамки отвести две диагонали из одной точки, заварить их в разных углах.
  4. Вырезать лист профнастила нужного размера.
  5. Прикрутить его к каркасу специальными саморезами по металлу.

Навесить дверь на подготовленные крепления.

Выбор материала

Для калитки подходят многие виды древесины лиственных и хвойных пород:

Выбор зависит от желания потратить минимум денег, быстро справиться с работой, сделать прочную преграду, создать сказочную красоту, а также от многих других факторов.

Подбор породы по большей части основывается на бюджете владельца

Дуб известен своей твердостью и прочностью. Он способен определенное время сопротивляться возгоранию. Недостаток дуба в его стоимости и неподатливости.

Изготовленная калитка своими руками из дубовой доски красиво выглядит на фоне кованого забора вокруг участка с капитальным домом в черте города или жилом поселке. Кованые элементы на фоне дуба выглядят гармонично, калитка будет прочной и неприступной.

Без опыта работы с твердой древесиной трудно будет сделать выборки под петли, закрутить саморезы. Украшение полотна резьбой займет много времени и сил. Полотно из дубовой доски утяжеляет конструкцию и придает ей более внушительный вид. Если есть в наличии дубовые рейки, из них лучше делать каркас и обшивать его более легкими досками.

При желании выполнить резку следует выбрать оптимальную для этого древесину

Осина легко обрабатывается, также она устойчива к влаге и перепаду температур и не образует трещин при высыхании на солнце. Большое количество сучков снижает прочность деревянных деталей и однородность зашитого всплошную полотна.

При изготовлении долговечной калитки выбирают кедр. Его плотная древесина противостоит образованию в нем грибков и плесени. Кедр не гниет и не растрескивается. На фото его трудно отличить от светлого дуба. Кедр берут в работу любители делать сложные варианты с фигурными вставками, резьбой, арками.

На дачный участок подойдет конструкция из сосны. Смолистая древесина устойчива к влаге, имеет золотистый цвет и красивый рисунок. Сосновые доски и рейки свободно можно купить по бюджетной цене.

Хвойные деревья менее восприимчивы к влаге за счет наличия смолы

К дешевым породам древесины относятся тополь и береза. Дерево легко обрабатывается резцом, мягкое. Выбирать следует хорошо просушенные доски и сразу после раскроя их необходимо грунтовать, покрывая торцы и заполняя отверстия. После сборки всю конструкцию следует еще раз покрыть грунтовкой и 2–3 слоями лака или краски. Поверхности разбухают и разрушаются при попадании влаги через небольшие незащищенные участки, а также выгорают на солнце.

Лиственница – идеальный вариант для желающих сделать красивую долговечную калитку и украсить ее резьбой, как на фото. Древесина имеет плотную структуру, легко режется ручным инструментом, не коробится от дождя. Внешне лиственница похожа на отбеленную сосну со слабо выраженным рисунком.

Пример наличия вырезов от короеда и смоляных карманов

Пошаговая инструкция

Монтаж осуществляется в несколько этапов. Сначала необходимо сделать замеры и составить чертеж. После этого на трубы наносят разметку и делают соответствующие распилы. Далее приступают к свариванию и монтажу каркаса, на заключительном этапе производят обшивку.

Составление чертежа

Чертеж позволяет как представить общий вид конструкции, так и понять, сколько материала потребуется. За основу можно взять готовые проекты или составить собственный, исходя из результатов замеров на местности.

Пример готового чертежаЧертеж калитки из профильной трубы

При составлении чертежа рекомендуется учесть 2 момента:

  1. Калитка будут смотреться красиво, если ее верхний уровень совпадает с забором – именно такой будет высота. Однако в некоторых случаях вполне уместно поднять или, наоборот, немного опустить конструкцию.
  2. Ширина обычно лежит в диапазоне 90-120 см.

Изготовление каркаса

После создания чертежа можно приступить к изготовлению каркаса, двигаясь в такой последовательности:

  1. Сделать наметки на профильной трубе в соответствии с проектом, распилить болгаркой.
  2. Подрезать края под углом в 45 градусов – это обеспечит более привлекательный вид.
  3. Разложить все элементы на ровной поверхности, например, на деревянные поддоны или столешницу.
  4. Измерить диагональ и убедиться в том, что она точно соответствует чертежу (основной критерий правильных размеров и расположение элементов профильной трубы).
  5. Последовательно приварить каждый элемент, установить несколько поперечин для придания дополнительной жесткости. Их располагают не только в диагональном направлении, но и поперек (пойдут параллельно планкам снизу и сверху).
  6. Приварить коробку, в которую будет установлен механизм с замком (если предполагается выбрать врезной вариант). Вместо него можно использовать и обычный навесной замок – тогда к каркасу приваривают петли.
  7. Также приваривают петли для подвешивания.
  8. На завершающем этапе следует тщательно обработать зоны сварных стыков болгаркой, чтобы избавиться от заусенцев и других неровностей.

Покраска каркаса

После того, как конструкция будет полностью готова, необходимо провести обработку.

Выполняют ее в 3 этапа:

Удаляют остатки пыли, стружки, тщательно очищают поверхность тряпкой или губкой.
Наносят специальную грунтовку по металлу, например, «ГФ-021». Она обеспечивает отличное сцепление краски с поверхностью.
Далее наносят, собственно, краску. Делать это можно как кистью, так и распылителем

При этом важно укладывать состав постепенно и в небольших количествах, чтобы не было подтеков. Лучше всего уложить один слой, подождать, пока он высохнет, а затем положить второй

Петли также нужно тщательно прокрасить.

Монтаж калитки

После того, как краска полностью высохнет, приступают к монтажу калитки.

На этом этапе действуют так:

  1. Сначала намечают места для лунок и выкапывают их глубиной 50-100 см. Для них тоже можно использовать профильную трубу, но сечение должно быть достаточно большим – квадрат со стороной 60 мм.
  2. Выкопать ямы и поставить в них столбы, убедившись в правильном направлении с помощью отвеса или строительного уровня.
  3. Поставить временные распорки для предварительного крепления.
  4. Подготовить бетонный раствор на основе цемента М300 либо М400, залить яму.
  5. Дать раствору полностью застыть и только после этого приварить петли. Для этого калитку ставят к опорам в положение, в котором она будет висеть. К столбу приваривают навесы и обрабатывают болгаркой со специальной насадкой (для удаления неровностей, заусенцев).

На завершающем этапе поверхность обрабатывают грунтовкой, а затем красят в 2 слоя, как и саму конструкцию.

Обшивка

Зачастую для обшивки применяют металлический профлист, соответствующий всей поверхности забора по цвету. Крепят листы с помощью метизов или подходящих заклепок

В первом случае важно заранее подобрать шляпки того же цвета, что и сам лист

Во время обшивки действуют так:

  1. Прикладывают лист к каркасу.
  2. Берут дрель, просверливают отверстия вдоль всего периметра с одинаковым интервалом в 200 мм.
  3. Прикручивают профнастил на каркас и подвешивают калитку.
  4. Далее устанавливают ручку, навесной или врезной замок, проверяют ровность конструкции.

Подготовка перед установкой

Для начала нужно установить опоры, на которых будет крепиться калитка. Существует несколько способов достичь этого:

  • заострить опору и забить её в грунт;
  • забить опору и частично забетонировать;
  • полностью забетонировать;
  • бутовать.

Изделие будет надёжно крепиться на столбах при любом способе установки, но вопрос в том, насколько долго. Если просто забить опору в грунт, то она расшатается уже спустя 2−3 года. Если частично забетонировать конструкцию, то продержится она таким образом 5−7 лет, но не больше.

В отличие от предыдущих вариантов, при бутовании опора не будет расшатываться, но всё равно из-за доступа влаги спустя несколько лет она перегниёт. Самый надёжный вариант — это бетонирование. При нём калитка может простоять более 10 лет. Конечно же, если ей будет обеспечен соответствующий уход.

Глубина, на которую нужно закапывать опоры, составляет в зависимости от типа грунта от полуметра до метра. Если грунт стабильный, например, из песка, то закопать можно и на полметра глубины, этого достаточно. Самым удобным вариантом, позволяющим сделать яму для установки опоры, является бур. В диаметре желательно, чтобы он был не менее 20 см. Это позволит оставить место для бетонирования.

Перед установкой опоры в яму необходимо обработать столбец антисептиком. Дополнительно нужно обработать смолой нижнюю часть во избежание попадания и впитывания влаги при бетонировании. Если такой возможности нет, то можно обмотать полиэтиленовой плёнкой. Во время заливки бетона нужно лопатой его трамбовать для того, чтобы избежать пустот в нём. При заливке бетона опору нужно постоянно держать на уровне, перпендикулярном земле. Для этого следует использовать строительный уровень. Расстояние между двумя столбцами должно быть от 1 м до 1,2 м.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий