Витражный потолок

Техники витража

Тиффани

Изготовление витража в технике Тиффани

Название технология изготовления получила в честь художника, жившего и работавшего в конце 19-го века – Луиса Комфора Тиффани. Он разработал процесс изготовления оригинального витража. Для этого края каждого элемента оборачивались фольгой, затем склеивались друг с другом.

Чтобы сделать декоративную панель уникальной, некоторые кусочки делают выпуклыми или вогнутыми. Благодаря возможности использовать мелкие детали для создания рисунков, готовые панели получаются оригинальными, позволяющими реализовать любую дизайнерскую задумку.

Фьюзинг

Многослойный рисунок на стекле

Фьюзинг – высокохудожественное искусство, с помощью которого воспроизводят объемные и глубокие изображения на витражах.

Кусочки стекла, отличающиеся друг от друга по форме и цветам, запекаются при высоких температурах (800°С) в специальных фьюзинговых печах. Часто в отдельные фрагменты внедряют дополнительные детали или вставки. Другими словами, на стеклянное полотно, выступающее основанием конструкции, устанавливают инородные стеклянные предметы, и отправляют конструкцию в печь.

Особенность заключается в том, что с помощью этой техники создают уникальные композиции в виде абстракций или акварели.

Классический способ

В основном применяют рисунки с правильными геометрическими формами

Классика – первый способ создания и обработки витражей, предполагающий отсутствие сложных форм и узоров, разрешающий применение только строгих плоских рисунков и геометрических орнаментов:

  • по эскизу художника мастер делает каркас, основу которого составляет легкий алюминий;
  • стеклянные элементы вытачиваются на шлифовальных машинках;
  • детали устанавливаются в каркас.

Комбинированный

Комбинированный витраж

Витражный потолок получится интересным, если при изготовлении одновременно применялось несколько техник. Сложность работ обусловлена тем, что в производственном процессе применяют разные материалы, которые непросто сочетать из-за неодинаковых свойств. Поэтому такую работу выполнить под силу профессионалам, владеющим несколькими техниками создания витражей.

Пленочный, расписной и заливной витраж

Имитация витража

Эти методы также относят к способам создания оригинальных витражей на потолке. В действительности же это только имитация.

Пленочный витраж представлен аппликацией, когда отдельные части рисунков вырезают из пленки, и оклеивают ими стекло. Пленочные мозаики — альтернативный вариант дорого витража Тиффани.

Для производства заливного витража применяют прозрачное лаковое покрытие. Чтобы сделать рисунок, на начальном этапе работ прорисовывают контур, а затем заполняют межконтурные участки пастой подходящего цвета.

Расписной витраж рисуют специальной краской. Техника идентична рисованию гуашью.

Пескоструйный способ

Пескоструйная обработка стекла

Витраж представлен матовым стеклом с оригинальными узорами и изображениями. Плитки матируют при помощи струи сжатого воздуха, выпускаемой под давлением. Используя специальные трафареты, на поверхность стекла наносят выбранные рисунки.

Благодаря пескоструйной обработке воспроизводят на стеклянной основе сюжеты или отдельные части выбранной композиции.

Травление

Изготовление витража методом травления

Такая техника получения витражных рисунков основана на применении специальной пасты, содержащей в составе плавиковую кислоту. Участок стекла, покрытый субстанцией, на ощупь становится гладким и шероховатым. В зависимости от глубины травления, добиваются оригинального рельефа на поверхности декоративной панели.

Фотопечать

Примеры имитации витражей фотопечатью

Эта технология появилась не так давно, но уже нашла применение среди потребителей. С помощью такой техники можно реализовать любую дизайнерскую задумку. Особенность заключается в том, что на пленку, которую впоследствии наклеивают к поверхности стекла, наносится желаемый рисунок или фото. После этого ее раскраивают на элементы нужной формы, подходящие по размерам к витражным деталям.

Это интересно: Отделка потолка вагонкой — дизайн, крепление и монтаж на примерах фото и видео

Такие разные витражи

Методы изготовления витражей менялись и совершенствовались с течением времени. Сегодня можно выделить несколько основных видов декора на потолок витражный как по сложности изготовления, так и по стоимости:

  • фото витраж;
  • расписной витраж;
  • Тиффани и классический наборный витраж;
  • фьюзинг.

Самым бюджетным вариантом является фото витраж – печатный рисунок на полимерной плёнке, которая накатывается на стекло. Несмотря на простоту изготовления, витражные потолки с таким узором популярны и привлекательны, а смотрятся ничуть не хуже дорогостоящих собратьев.

Таблица. Основные разновидности витражных потолков

Классический способ ещё называют наборным или мозаичным, при этом композицию из стеклянных кусочков соединяют в узор с помощью перегородок из свинца, меди, латуни. Выделяется техника Тиффани (название присвоено в честь изобретателя этого чуда Луиса Тиффани), где соединение картинки осуществляется посредством медной фольги. Сегодня это один из самых распространённых методов в художественном стеклоделии, при этом каждый фрагмент из разных цветных стекол оборачивают фольгой из меди по торцам, а затем готовые элементы витража спаиваются в одно целое. Можно сделать не только плоский витраж на потолке, но и придать ему любую геометрическую форму. Так как в целом процесс довольно трудоёмкий, цена на такие изделия высокая, но получившийся шедевр того стоит.

В основу технологии фьюзинг заложено спекание разноцветных кусочков стекла на одном большом стекольном листе при высокой температуре. Нужный рисунок выкладывается заранее, а затем в печи он становится цельным. Такие витражи стоят дорого из-за больших материальных и трудовых затрат.

Варианты витражных потолков

Встречаются объединённые техники, например, Тиффани и фьюзинг.

По форме, в которой выполняется витраж на потолок, он может быть следующих типов:

  • Купол (востребован для просторных помещений, чаще всего выполняется с использованием техники Тиффани).
  • Круг (уместен в любых местах, для создания подходят любые техники и стили).
  • Плафон (универсальная форма, бывает наборный и плоский, может выполняться в разных техниках и стилях).
  • Прямоугольник (универсальная форма, выбор техник и стилей неограничен).
  • Нестандартная форма (полный простор для воплощения фантазий дизайнера, интересней всего смотрится в стилях хай-тек, модерн или арт-деко).

Разновидности витражных стекол для подвесных потолков

Как и говорилось выше, современные витражные стекла, используемые для монтажа подвесных потолков, могут изготавливаться пятью различными способами – каждая из разновидностей обладает своими уникальными особенностями, которые в большей степени оказывают влияние на их выбор. Рассмотрим подробнее виды витражей.

  1. Пленочные витражные стекла – это самый простой и доступный для самостоятельного изготовления тип витража. Изготовить такое стекло в домашних условиях не составит никакого труда. Для этого приобретаются стекла нужно размера и оклеиваются декоративной пленкой. Обойдется такое удовольствие сравнительно недорого.
  2. Фрагментарный витраж – технологически сложное изделие, изготавливаемое в заводских условиях. Его основное преимущество заключается в том, что цвет отдельных фрагментов витражного стекла задается в процессе изготовления – уже впоследствии отдельные стеклышки соединяются в единое изделие. Основное преимущество таких витражей заключается в их долговечности и способности на протяжении длительного времени сохранять яркость окраски.
  3. Пескоструй. Этот тип нанесения узора на стекло многим известен по современным зеркалам, которыми оборудуются двери шкафов-купе. Наносится такой рисунок струей песка, подаваемой под давлением. Этот рисунок можно назвать вечным.
  4. Контурный витраж. В некотором роде его можно сравнить с рисунком – при таком способе изготовления стекло в прямом смысле слова расписывается с помощью современных полимерных красок. Сначала на стеклянную поверхность наносятся невысокие бортики из полимерных веществ (они могут иметь различные цвета), а уже потом пространство между этими бортиками раскрашивается с помощью красок и лаков.
  5. Витраж Тиффани. Довольно интересный способ создания витражного стекла – каждый из отдельных фрагментов по торцам оборачивается медной фольгой, после чего эти части спаиваются воедино. Основное преимущество такого способа изготовления витражного стекла заключается в возможности создания витражей не только плоской формы, но и в виде купола, да и вообще в виде любой объемной геометрической фигуры.

В принципе, в большей или меньшей степени все виды витражных стекол подходят для создания потолочной конструкции. Все они позволяют достаточно просто изготовить витражный потолок своими руками. Им присущ только один недостаток – монотонность, которая обусловлена определенными стандартами изготовления.

Витражные подвесные потолки фото

Разновидности витражей для потолков

По способу установки витражей на потолке выделяют следующие конструкции:

  • Подвесные. Витраж прикрепляется к потолку за счет прочного каркаса, что помогает убрать с глаз изъяны потолочной поверхности.
  • Натяжные. Помимо каркаса для фиксации витража используется прочная рама. На раму натягивается основа витражного полотна. Такой способ идеально подходит для создания узоров на основе фотографий.
  • Армстронг. Отлично подходит для оформления потолков витражами в помещениях с большой площадью. При этом потолочные витражи крепятся к потолку в виде кассет, установленных в секции остова. Такой вариант крепления удобен в использовании, при необходимости ремонта или замены одной секции, не нужно разбирать весь потолок.
  • Плафон. Такой витраж является закрытым и располагается в углублении потолка. Бывает ровным либо стереоскопическим.

Применение в дизайне разных помещений

Для модернизации дизайна можно приклеить пленочный витраж на определенную деталь. Им отделывают входные двери из стекла (в магазине или офисе), чтобы посетитель изнутри оценил оригинальность дизайна. Межкомнатные двери можно объединять одинаковыми пленочными витражами или клеить разные рисунки, сделанные в одной гамме цветов.

Избавить от лишней освещенности можно с помощью цветных витражей.

Совет
При недостаточном естественном освещении подойдет прозрачное покрытие с мутноватой поверхностью, которое будет выглядеть необычно.

Стойкость к бытовой химии, другим агрессивным веществам

В спальню подойдет ненавязчивый декор без ярких оттенков и крупных рисунков. Сыграть здесь можно на градиенте фактурности, оттенков, прозрачности. В зале гости будут привлечены окнами, украшенными крупными цветами или ярким изображением. Эффектно будут выглядеть повторяющиеся элементы.

Превращение простого потолка в сказку с картинкой

Всё начинается с монтажа металлического каркаса, на котором потом будет располагаться главное потолочное украшение. Для этого на стены устанавливаются уголки, затем к потолочной плите крепятся подвесы, на которые укладываются специальные профили (продольные и поперечные). Дополнительно профили также прикрепляются к уголкам. Теперь основание под витраж на потолок готово, остаётся расположить фрагменты выбранного узора в сконструированных ячейках.

Различают несколько типов данной конструкции по способам установки, из которых наиболее распространены подвесные или натяжные потолки. Если потолок задумано сделать в виде большого светильника, то может применяться так называемый короб.

Особенности изготовления

Готовые витражные потолки встречаются в двух вариантах:

  • Пленочный. Такой витражный потолок в ванной не поставить — в нем стекло всего лишь покрыто специальной пленкой, изображающей рисунок. Это наиболее дешевый вариант, но при этом и наиболее неустойчивый: он чувствителен к влажности, и через какое-то время пленка начинает сползать.
  • Сборный. Это гораздо более дорогой и гораздо более долговечный вариант. В нем витраж собирается из специально обточенных стеклянных элементов.

Есть разница и в том, как будут изготавливаться плитки. Существуют разные методики.

Тиффани

Самый старый и надежный вариант изготовления, которым сделано большинство старинных витражей, украшающих дворцы и храмы. С помощью этой техники можно создать очень красочный витраж, каждый элемент которого будет идеально подходить для своего места:

  • художник рисует картину или узор, по которым будет сделан витраж;
  • картина разбивается на отдельные элементы;
  • из стекла вытачиваются подходящие элементы с помощью шлифовальной машинки;
  • каждый элемент витража по краю оборачивается в металлическую фольгу;
  • с помощью паяльника и других инструментов фольга спаивается между собой.

Фьюзинг

Один из самых новых и футуристических подходов. Позволяет сделать многоуровневый витраж, особенно хорошо подходит для абстрактных картин:

  • художник готовит эскиз, по которому будет выполняться витраж;
  • на специальном стеклянном полотне художник располагает выточенные стеклянные элементы и отправляет все вместе в печь;
  • в печи элементы вплавляются в полотно и друг в друга, образуя рисунок, похожий на рисунок акварелью.

Классика

Также старый и привычный способ обработки витражей. Не позволяет особенных сложностей, только плоские строгие картины и геометрические узоры:

  • художник изготавливает эскиз для витража;
  • мастер изготавливает по эскизу каркас из легкого алюминия;
  • мастер вытачивает с помощью шлифовальной машинки стеклянные элементы — каждый из них идеально подходит под свое место;
  • мастер вставляет элементы в каркас.

Имитации

Простые, дешевые, но недолговечные, которые фактически мало общего имеют с настоящим витражом:

  • фотопечать — в этом случае поверх стеклянных плиток наклеивается пленка с рисунком, которая легко может слезть со временем;
  • заливка — в этом случае на сплошном стеклянном полотне специальным лаком выполняются контуры, которые потом заливаются лаком;
  • роспись — в этом случае на сплошном стеклянном полотне специальной краской выполняют рисунок — техника ничем не отличается от рисования обычной гуашью.

Песок

В этом случае каждая плитка изготавливается отдельно, обрабатывается тугой струей песка, направляемого горячим воздухом. В результате получается очень рельефные элементы, которые могут быть очень красивы.

Подбор освещения для витражных потолков

Потолочные витражи с подсветкой очень требовательны в плане выбора источника света. Многое в красоте и очаровательности витражного потолка будет зависеть от выбранной подсветки.

Для подсветки витража подойдут:

  1. Люминесцентные лампочки. Такой вид подсветки очень удобен, работает без шума, и нет необходимости часто менять источники света. Витраж на потолок с подсветкой такого типа будет равномерно подсвечен рассеянным светом.
  2. Неоновые светильники. Использование данного освещения тоже хорошо подходит для витражных потолков, также качественно рассеивает свет и подчеркивает красоту витража. Служит неоновый светильник тоже достаточно долго, но, имеет несколько недостатков: сравнительная дороговизна; несовместимость с металлическими крепежными элементами; иногда возникают сложности с монтажом выключателя. 
  3. Светодиоды. На данный момент это самый универсальный и самый популярный способ подсветки витражных потолков. Светодиодные лампочки компактные и хорошо подойдут для маленького пространства между потолком и стеклом. Также данные лампы долговечны, и очень экономичны. Варианты цветовой гаммы разнообразные. Очень удобно для потолков с подсветкой применять ленты из светодиодных лампочек.

Главное, о чем стоит знать – это то, что обычные лампы накаливания не подходят для витражей.

Во-первых, пространство между стеклом и потолком маленькое и плохо вентилируется, поэтому тепло, которое выделяет лампа накаливания, может навредить как самому витражу, так и потолку в целом. Не говоря уже об опасности пожара.

Во-вторых, излучая свет точечно, лампа будет «выхватывать» отдельные части витража, а не рисунок в целом, от этого он сморится громоздко и грубо. Тот же недостаток у использования точечных светильников и лампочек энергосбережения.

Формы потолков

Данные модели по форме разделяют на следующие виды.

Является необычайно привлекательным декором потолка, который выглядит утонченно и легко.

Прямоугольный или квадратный

Эта стандартная форма отлично подходит для оформления практически любых помещений, вне зависимости от их размера и назначения.

По периметру

Прекрасно украшает и гармонизирует интерьер комнаты, подчеркивает ее форму и визуально корректирует пространство, делая его более четким и органичным.

На фото витражная вставка, расположенная по периметру потолка.

В форме купола

Такое сложное сооружение может иметь множество различных форм от правильной полусферы, до многогранного и призматического купола. Данное потолочное оформление больше подходит для просторных помещений.

Системы крепления витража к потолку

Стеклянные панно крепятся к основе несколькими способами. Выбор зависит от размера вставки, ее формы, площади.

Каркас типа Армстронг

Это вид конструкций, представляющих собой систему металлической обрешетки из Т-профиля. Он образует квадратные или прямоугольные ячейки, в которые устанавливаются плиты из разных материалов соответствующего размера и формы, в данном случае — витражное стекло. Потолки Армстронг удобны тем, что отдельный элемент всегда легко заменить без демонтажа всей отделки.

Российский аналог таких систем — потолки Албес, тоже на основе Т-образного профиля. Установочные комплекты выпускаются в 11 типоразмерах. Потолки дополняются оборудованием для подсветки — точечными приборами и светодиодной лентой.

Деревянная конструкция

В этом случае стекло обрамляется рамой, которая напоминает оконную, которая крепится к потолку. Принцип фиксации тоже похожий: стекла закрепляются в обрамлении при помощи тонких штапиков.

Витраж в древесной оправе иногда обходится дорого, особенно если используются элитные сорта сырья. К тому же вес такой конструкции может быть довольно большим, что нужно учитывать при составлении проекта дизайна в домах с легкими перекрытиями.

Недостаток деревянных каркасов в том, что их не рекомендуют устанавливать во влажных помещениях, с частыми температурными перепадами. Зато они придадут респектабельности гостиной и даже просторной прихожей.

Ниши в потолках из ГКЛ

Один из самых популярных способов обустройства витражей — вживление панно в ГКЛ-конструкцию. Строятся почти так же, как и ярусы в гипсокартонных многоуровневых потолках. Но отличия между ними есть.

В первом случае на базовое основание устанавливается направляющие — верхняя крепится непосредственно к перекрытию, нижняя предназначена для второго уровня, соединяющий профиль, и обрешетка — для нижележащего яруса. Направляющие, которые для этого используются, не гнутся по диаметру. Кривизна достигается за счет насечек на ней. По краю нижнего яруса устанавливается уголок. Для потолочных витражей вместо этой детали используется Т-образный профиль с шириной нижней детали 16 мм. Он припаивается к несущей части на металлическую монтажную ленту с перфорацией и прикручивается к верхней направляющей саморезом.

Нижний лист ГКЛ вырезается не строго по обрамляющему профилю вертикального перехода, а должен выступать за него на 5 см. В этом случае при монтаже появляется возможность подрезать край под форму стекла. Светодиодная лента устанавливается на припуске, а не на вертикальном переходе между уровнями, как делают, если потолок выполнен как под многоярусную конструкцию. Благодаря этому осветительные элементы не просвечиваются, что позволяет выбрать более чистые и прозрачные цвета красок для стеклянного панно.

Металлические сварные конструкции

В этом случае применяют каркасы с Т-образным профилем, подвешиваемых на анкерные крепежи. Отдельные элементы соединяются методом пайки или сварки. Каждая ячейка соответствует форме витражных деталей. Сочетание металла и стекла выглядит аутентично и напоминает классические витражи, которые устанавливались когда-то в замках, церквях и т. д. Сварные конструкции обеспечивают максимальную жесткость и надежность витражным вставкам, защищают потолок от повреждения.

Из для изготовления каркаса обычно используются:

  • латунь — не подходит для больших витражей;
  • алюминий — не выдерживает крупные панно, имеет заметные швы;
  • ковка — самый дорогой и надежный вариант.

Металлические каркасы используются с подвесными конструкциями — например, гипсокартонными.

Техники производства потолочных витражей

Существует множество способов создания витражей для потолка, основными техниками являются:

  • Тиффани – основной рисунок витража формируется за счет спайки отдельных стеклянных фрагментов, предварительно обмотанных по бокам медной лентой. Данный вид витража является очень прочным и надежным. Применяется для декорирования потолка в гостиной, детской комнате, в залах.
  • Фьюзинг – композиция, составленная за счет запекания цветной стеклянной мозаики. Такой витраж также весьма крепок и устойчив к внешним воздействиям. Используется для украшения гостиных, детских комнат, ванны, кухни.
  • Пленочный витраж – состоит из элементов цветной пленки, соединенных при помощи лент из металла. Пленочные конструкции относительно не дорогие, легкие, но отличаются меньшей прочностью и сроком службы. Чаще всего используется для отделки прихожей.
  • Классика – представляет собой готовую конструкцию, в которой элементы цветного стекла закреплены в прочном металлическом каркасе. Такой витраж прослужит очень длительное время и невероятно привлекателен, поэтому часто применяется для украшения потолков в гостиной и залах.
  • Роспись – создается за счет выполнения рисунка с помощью красок на основе силиката, этот способ позволяет реализовать даже самые сложные цветные узоры. Витраж в данной технике прекрасно подойдет для декорирования спален и детских комнат.
  • Заливка – рисунок выполняется при помощи пространственного эскиза, а пустоты заливают особыми красками. Заливные витражи популярны для украшения потолочных поверхностей в спальне, гостиной.
  • Комбинирование – для создания неповторимой картины возможно использование совокупности различных техник.
  • Травление – основной рисунок выполняется при помощи специальной пасты, для получения матового изображения. Такой способ позволяет создавать невероятное множество сюжетных вариантов, обладает хорошей влагоустойчивостью, поэтому зачастую применяется для кухонь и ванных комнат.
  • Фотопечать – при создании витража основной узор пропечатывают на стекле, либо на пленке, которая затем наклеивается на стекло. Данная техника позволяет воплотить различные творческие задумки, относительно экономична. Витраж в технике фотопечати очень яркий и красочный, поэтому прекрасно подходит для украшения детских комнат.
  • Пескоструй – узор создается посредством воздействия на стекло абразивных компонентов, данный способ позволяет творить как матовые, так и цветные композиции, не утяжеляя основу витража. Пескоструйные витражи также обладают влагоустойчивой способностью, поэтому широко используются для декорирования ванных комнат, кухонь, а также спален.

Витражные потолки являются прекрасным вариантом оформления помещения, добавляя ему изысканность и гармоничность

При декорировании комнаты с помощью витража важно правильно выбрать его стиль и габариты

Определяющим параметром является площадь помещения, в котором планируется установка витража. Такое оформление очень выигрышно смотрятся в больших помещениях, если же площадь комнаты не велика, потолок украшают отдельными витражными элементами в виде небольших кусочков.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий